Эхо Чернобыля: западные СМИ оценили ядерные перспективы Украины
Категория
Экономика
Дата публикации

Эхо Чернобыля: западные СМИ оценили ядерные перспективы Украины

Эхо Чернобыля: западные СМИ оценили ядерные перспективы Украины
Источник:  NBC News

Спустя три десятилетия после того, как в результате Чернобыльской катастрофы радиоактивное облако поднялось над значительной частью Европы, противодействие ядерной энергетике превратилось здесь во что-то непонятное.

Подразделение американской национальной вещательной сети NBC News в статье, посвященной приближающейся 30 годовщине взрыва на Чернобыльской АЭС, перевод которой сделал ONLINE.UA, вспоминает произошедшую катастрофу, её масштабы и последствия как для Украины, так и для всего мира, а также поясняет, почему, несмотря на все это, ядерная энергия жизненно важна для Украины.

Огромный взрыв и пожар сразу убил 31 человека в день катастрофы 26 апреля 1986 года. Общее число погибших является спорным, но Всемирная организация здравоохранения подсчитала, что 4000 других смертей в конечном итоге были связаны с худшим бедствием в истории связанным с ядерной энергетической установкой.

Реактор, который горел в течение нескольких дней, длинные колонны автобусов, эвакуирующих тысячи людей, и другие воспоминания о катастрофе все еще остаются яркими в Европе. Радиоактивные осадки были зафиксированы на расстоянии до 1450 миль (около 2334 км) - в Великобритании, а также в Норвегии.

Во всем мире шок превратился в гнев и вызвал призывы к массовой переоценке ядерной отрасли. Германия даже планирует вывести из эксплуатации все свои реакторы к 2022 году.

Но в то время, когда этот инцидент сделал местных жителей тогда еще Советского Союза непосредственными свидетелями угрозы, Украина в настоящее время - одна из стран, наиболее зависимых от ядерной энергии. Работа каждой второй лампочки обеспечивается ураном.

«Ядерная энергетика является основой системы выработки электроэнергии страны», - сказала Илона Заец, пресс-секретарь государственного монополиста "Энергоатом".

В прошлом году 15 реакторов в стране произвели 82000 мегаватт-часов электроэнергии, или 56,5% от общего потребления энергии Украины, согласно данным "Энергоатома".

В 2015 году только Франция получила большую долю своей энергии от ядерной энергетики, по данным МАГАТЭ, службы надзора ООН. США генерирует всего 19,5% таким способом.

«После катастрофы нет такого сильного доверия к ядерной промышленности, - говорит Татьяна Вербицкая из Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Украины, службы надзора за состоянием ядерной безопасности страны. - Но в то время, как большая часть населения считает, что «это не безопасно», нет никакой альтернативы».

Украина осталась со своими реакторами после катастрофы, в то же время, работая над совершенствованием процедур безопасности в сотрудничестве с европейскими и американскими агентствами. В 2014 году "Энергоатом" получил 600 млн евро ($685 млн) от Европейского Союза для повышения уровня безопасности.

Катастрофу 1986 года объяснили сочетанием неисправности и человеческой ошибки. Тем не менее, три из четырех чернобыльских реакторов продолжали подавать энергию в течение десяти с лишним лет после аварии.

Экономика Украины сократилась на 10% в прошлом году, и даже самые ярые экологи признают, что ядерная энергетика является единственным вариантом, если люди хотят сохранить свет.

«Мы не настолько радикальны, чтобы сказать, что мы должны просто закрыть все в один момент, - отмечает Юрий Урбанский, глава Национального экологического центра Украины, ведущей антиядерной неправительственной организации. - Мы просто хотим, чтобы государство разработало программу постепенного, поэтапного отказа от использования атомной энергии».

Но это понятие "постепенно" растягивается.

Счетчики Гейгера до сих пор зашкаливают в "горячих точках" в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, 30-километровая зона безопасности вокруг нее превратилась в дикий лес. Короткое пребывание там относительно безопасно, но эта территория не будет пригодна для обитания человека, по меньшей мере, 10000 лет.

Природа также "захватила" город Припять, который был заброшен во время поспешной эвакуации в 1986 году, здания до сих пор стоят, заросшие кустарником, радиоактивным мхом, с плакатами коммунистической партии – такие себе Помпеи атомного века.

Это не значит, что украинцы считают, что атомная отрасль является безопасной - большинство так не думает. Почти 65% украинцев сказали, что их ядерные установки небезопасны, свидетельствуют данные общенационального опроса, проведенного Центром Разумкова в 2011 году, который является последним опросом, доступным по данному вопросу. Но только 10% украинцев сказали, что нация должна закрыть свои реакторы.

Правительство в Киеве законсервировало планы по большему количеству реакторов, но хочет продлить срок работы существующих.

Безопасность, а не запрет ядерных объектов остается в центре внимания должностных лиц.

«Чернобыльский инцидент мотивировал некоторые страны отказаться от ядерной энергетики, но другие предпочли пересмотреть существующие требования по безопасности», - сказала Вербицкая.

Проверки МАГАТЭ в 2010 году показали, что реакторы Украины «прошли все требования безопасности МАГАТЭ того времени», сказал NBC News в электронном письме глава "Энергоатома" Юрий Недашковский. Он не рассказал подробно о недостатках, но сказал, что работа продолжается, чтобы обновить процедуры безопасности в ответ на ядерную катастрофу Фукусимы в Японии в 2011 году.

Ответом на вопрос, почему Украина предпочла повышение безопасности выводу АЭС из эксплуатации, прост - ядерная энергия остается вторым самым дешевым источником электроэнергии в Украине после гидроэнергетики. Тем не менее, критики говорят, что это потому, что стоимость вывода из эксплуатации существующих реакторов не учтена в таких расчетах.

«Просто нет источников энергии более эффективных с экономической, промышленной и экологической точки зрения, чем ядерная», - сказала Заец.

Юрий Урбанский считает иначе. Ему было 12 лет во время взрыва, и он проживал в Киеве, на расстоянии около 100 км от места происшествия.

«Я чувствую, что я пострадал, потому что потом у меня были некоторые проблемы со здоровьем, - сказал он. - [Официальные власти] пытались сделать все, чтобы не связывать любое заболевание с аварией на Чернобыльской АЭС, даже тех, у кого был рак и лейкемия».

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?