Частичное перемирие, которое Россия и Соединенные Штаты выбили в Сирии, увенчало что-то вроде внешнеполитического тройного выигрыша для президента РФ Владимира Путина: Кремль насильственным образом укрепил свою ключевую роль на Ближнем Востоке, Украина находится в подвешенном состоянии, а в Европейском Союзе образовываются трещины . В то же время в момент, который вполне может быть наиболее успешным для Путина, затянувшиеся вопросы о конечной цели России возникают на всех трех направлениях.
О том, достигла ли Россия намеченных целей в поддерживаемых ею конфликтах, и какие результаты она все-таки получила, пишет журналист The New York Times Нил Макфаркуар в своей статье "Нерешенные вопросы конечных целей России в Сирии, Украине и Европе", перевод которой сделал ONLINE.UA.
В Сирии Россия достигла конечной цели – укрепления правительства президента Башара Асада, давнего и основного арабского партнера Кремля. Тем не менее, ее конечные цели остаются туманными, и не в последнюю очередь к ним можно отнести изящный выход из грязного конфликта.
В Украине Россия продолжает публичную политику поддержки мирных соглашений. Возобновление боевых действий в поддерживаемых РФ регионах, впрочем, свидетельствует, что Москва хочет еще больше дестабилизировать власть страны, которая уже довольна шаткая в связи с внутриполитическими скандалами.
В Европе Путин хочет усугубить раскол в Европейском Союзе, с надеждой на распад 28-национального консенсуса в вопросе экономических санкций против России, введенных после аннексии ею Крыма в 2014 году (напомним, самые жесткие санкции были введены уже во время войны на Донбассе, - ред.). Кремль завел свою пропагандистскую машину, чтобы очернить немецкого канцлера Ангелу Меркель, которая считается центральной фигурой в противостоянии с Москвой, изображая ее непродуктивной, а ее страну - страдающей от сильного несварения от слишком большого количества мигрантов.
Целевой аудиторией этих действий РФ является российское население, частично чтобы отвлечь людей от их усугубляющихся экономических проблем.
"На экране мы видим, насколько мы сильны, насколько важны, насколько велики", - сказал с сарказмом профессор политологии Московской школы экономики МГУ Николай Петров.
Путин объявил о согласии на "прекращение военных действий" в Сирии по телевидению поздно вечером в понедельник, подчеркнув важность совместных российско-американских усилий. Российский президент уже раньше ностальгировал по тем временам, когда только две сверхдержавы шагали по миру, как решающий проблемы гигант до распада Советского Союза.
"Россия будет проводить необходимую работу с Дамаском и законным сирийским руководством, - сказал Путин, в то время как Соединенные Штаты будут делать то же самое со своими союзниками и оппозиционными группами. - Я уверен, что совместных действий, согласованных с американской стороной, будет достаточно, чтобы коренным образом изменить ситуацию в Сирии".
Дальше - больше. Путин хотел убедиться, что российское вмешательство в Сирию не постигнет та же участь, что и в Ираке, Ливии и Йемене, совместно с поддерживаемыми (по мнению Кремля, - ред.) Америкой «цветными» революциями в Украине в 2004-м и Грузии в 2003 годах. Сирия, сказал он, может послужить примером «ответственных действий».
Россия отправила 50 боевых самолетов на авиабазы вблизи прибрежного сирийского города Латакия в сентябре, наряду с более чем 4 тысячами военных для их защиты. В таком ходе России просматриваются пять основных целей: остановка смены режима, которую поощряют извне страны; срыв планов Вашингтона по изоляции Москвы; доказательство того, что Россия - более надежный союзник, чем Соединенные Штаты; демонстрация нового российского вооружения; представление нового внешнеполитического зрелища российской общественности, которая устала от войны в соседней Украине.
В какой-то степени все пять целей были достигнуты, побуждая некоторых высказаться с призывами к России уйти домой.
"У нас есть четкие достижения; главное то, что теперь с нами все говорят, - сказал на популярном ток-шоу бывший член российского парламента Борис Надеждин. - Режим Асада, или законное правительство Сирии, осталось у власти, - добавил он. - Нам нужно политическое урегулирование и прекратить тратить огромные суммы денег на гонку вооружений".
Тем не менее, Сирия остается незавершенным проектом и, грубо говоря, ежедневные траты в размере $3 млн считаются вполне доступными.
Силы Асада практически окружили Алеппо - крепость оппозиции в течение длительного времени. Они будут продолжать борьбу до частичного перемирия, которое должно начаться в субботу, и, вполне вероятно, после его начала.
Даже сейчас, когда сирийское правительство и крупная оппозиционная группа сообщили во вторник, что они будут соблюдать условную паузу в ходе боевых действий, остается зияющая брешь в договоре, которая позволяет продолжать нападения на Исламское государство и Фронт ан-Нусра. Это может работать на пользу Москве, так как многие из групп, выступающих против Асада, которые поддерживают Соединенные Штаты, борются вместе с Фронтом ан-Нусра.
Таким образом, в то время, как американцев и их союзников просят прекратить борьбу против правительства Асада, Россия и сирийское правительство могут продолжать борьбу против повстанческих группировок, поддерживаемых США, без опасений, если верить истории, что Вашингтон будет что-либо делать, чтобы остановить их.
В конечном счете, говорят аналитики, Россия хочет продержаться достаточно долго, чтобы контролировать переход в Сирии к новой власти; чтобы убедиться, что Дамаск остается дружественной столицей; и показать, что политический переход может быть достигнут путем переговоров, а не сменой режима.
Среди сложностей является то, что Асад, который стал более смелым благодаря поддержке России и Ирана, недавно сказал, что всеми силами будет добиваться контроля над всей Сирией. Если Россия поможет уничтожить оппозицию на западе страны, то единственным значительным оппонентом останется Исламское государство.
Это поставит Россию в непредсказуемое положение поддержки Дамаска в длительной, скорее всего кровавой, кропотливой работе по вытеснению Исламского государства. Сирийскому правительству нужно «следовать российскому лидерству в урегулировании этого кризиса», сказал посол России в ООН Виталий Чуркин. Если сирийское правительство считает, "что перемирие не требуется, и мы должны бороться до конца", сказал он, "то этот конфликт будет продолжаться в течение очень долгого времени".
Еще один непредсказуемый фактор для Москвы - это ее усиливающие враждебные отношения с Турцией, после сбитого самолета в ноябре. Россия обвиняет Турцию в заговоре по вторжению в Сирию и вполне склонна обвинить Анкару в нарушении мирного договора.
На данный момент Кремль может рассчитывать на успех по Сирии. "Это очень дешево, бескровно, там нет российских жертв, и положительно воспринимается российским обществом", - сказал один из российских профессоров политологии.
Сирия также отвлекает россиян от войны в соседней Украине. Но конфликт все еще служит на пользу Москве, дестабилизируя власть президента Петра Порошенко и препятствуя более тёплым отношениям между Киевом и Европой – одна из целей России, параллельно со снятием экономических санкций.
Санкции отрезают доступ России к западным кредитным рынкам, наряду с другими мерами, в которых она отчаянно нуждается, чтобы пережить экономический кризис. Отчасти вмешательство России в Сирию было призвано подтвердить роль Москвы как надежного партнера в решении международных проблем и тем самым помочь приблизить окончание санкций.
Но вместо того, чтобы атаковать Исламское государство, Россия пошла против западных союзников в сирийской оппозиции, подтвердив свой ненадежный статус для западных правительств. Москва, скорее всего, рассматривает более сложный ход действий - эксплуатацию разногласий в Европе как свой лучший шанс положить конец санкциям.
Одно о России можно сказать наверняка, считает независимый политический обозреватель Константин фон Эггерт, особенно в свете падений цен на энергоносители: "Она не сможет вернуться на мировую арену под кучей санкций".