На протяжении всей Холодной войны символическим центром противостояния между советскими странами и Западом была Германия, расколотая на две части - как и большая часть Европы - печально известным Железным занавесом. Но теперь, в Украине, возник новый центр соперничества между Востоком и Западом, разделяя страну таким образом, который может оказаться столь же долговечным, как и многолетнее разделение Германии.
В статье для американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor (которую также называют "теневым ЦРУ" и "частной разведкой США") "На Украину опускается более мягкий Железный занавес", перевод которой сделал ONLINE.UA, аналитик по Евразии Юджин Чаусовски рассказал об истоках нынешней войны в Украине и сложной истории страны, которую Запад и Россия делили между собой, пытаясь достичь собственных целей.
На прошлой неделе была вторая годовщина революции Евромайдана, которая свергла бывшего украинского президента Виктора Януковича, встряхнула до основания Украину и ухудшила отношения России и Запада до самой низкой отметки с момента окончания Холодной войны. Многое изменилось в течение двух лет: прозападное правительство, сформированное в Киеве, российская аннексия полуострова Крым, и "восстание" на востоке Украины, которое переросло в полномасштабную войну. В то же время Соединенные Штаты и Европейский Союз, ввели санкции против России. Москва ответила ответными санкциями против Запада. Экономическая активность между Украиной и Россией оборвалась.
По мере того, как начинается третий год украинского конфликта, происходит всплеск переговоров, направленных на прекращение военных действий. На более высоких уровнях, чиновники ведут переговоры в нормандском формате для решения политических аспектов конфликта, в то время как на тактическом фронте, идут дискуссии в Минске, чтобы разобраться в деталях прекращения огня. Наряду с ними, проводятся многочисленные двусторонние встречи. Время от времени эти переговоры возобновляют надежду на то, что может быть достигнуто прочное соглашение. В реальности, однако, кризис в Украине не является кратковременной стычкой, которую могут решить несколько дополнительных переговоров. Скорее всего, это глубокий конфликт, укорененный в геополитике, которая простирается вглубь веков, и, вероятно, продолжит существовать в той или иной форме в течение многих лет. Понимание роли Украины в соперничестве между Россией и Западом и её сходства с ролью Германии во время Холодной войны имеют решающее значение для представления того, как может развиваться будущее Европы.
Украина: Разделенная между Востоком и Западом
Украина уже давно поляризованная страна. Стратегически расположенная на открытых равнинах Восточной Европы, страна может проследить свое разделение многочисленными державами и империями, которые стремились претендовать на свои части её территории. Украина сначала была территорией Киевской Руси, средневекового восточнославянского государства с центром в Киеве, которое охватывало современную Россию, Беларусь и Украину. Но оно начало деградировать и, в конце концов, пало под Монгольским нашествием в 13-м веке, а центр восточнославянской власти переместился в Москву. Киев и сегодняшняя территория Украины ослабели.
Тем не менее, Украину не оставили надолго одну. От востока и запада, соответственно, царская Россия и Речь Посполитая каждая контролировала части территории Украины и пыталась ухватить еще больше. Со временем Российская империя отбила принадлежащие РП украинские территории, пока прусские территории и вовсе исчезли. Российская империя впоследствии разделила Украину с Австро-Венгерской империей на западе, пока обе не пали во время Первой мировой войны. После краткого периода независимости, Украина была разделена еще раз, на этот раз между Советским Союзом и только ставшей независимой Польшей. Нацистская Германия заняла Украину во время Второй мировой войны, после чего Украина была вновь включена в Советский Союз, пока он не распался в 1991 году.
Таким образом, Украина была местом конкуренции между Россией и западными державами на протяжении большей части своей истории, правда, которая не изменилась с момента провозглашения Украиной независимости в 1991 году. В то время как Украиной уже не управляли непосредственно внешние силы, она продолжает находиться под влиянием - и разрываться между Россией, с одной стороны, и Европой и Соединенными Штатами с другой. Политическая ориентация страны примерно совпала с историческими границами: запад Украины и центр склоняются к Европе, а ее восток и юг тянутся в сторону России. Каждые выборы в Украине отражают эти предпочтения. Прозападные партии уже давно соревнуются с пророссийскими партиями за контроль над правительством, что привело к резким разворотам в украинской внешней политике. Например, Оранжевая революция в 2004 году поставила Украину на прозападный путь, в то время как победа Януковича в 2010 сблизила страну с Москвой.
Конкурирующие видения будущего Украины
Подобно тому, как у народа Украины были различные идеи насчет ориентации и внешней политики, которые должен вести Киев, их также имели Россия и Запад. Евромайдан стал не только отражением поляризации страны; он стал также продуктом конкуренции между конфликтующими геополитическими императивами. России нужно сохранить буфер на периферии в частности Украину, для того чтобы чувствовать себя в безопасности и показать свою силу, в то время как Соединённым Штатам и Европе нужно предотвратить рост России как региональной державы в Евразии. И хоть потребовалось несколько лет для того, чтобы эти требования столкнулись, и появился Евромайдан, фундамент был всё-таки заложен, как только Украина стала независимым государством.
С победой Януковича на президентских выборах Россия достигла своей цели. Поражение правительства Оранжевой революции устранило угрозу ЕС и НАТО на пороге РФ, дав Москве столь необходимую защиту от Запада. Кремлю удалось улучшить свои позиции ещё больше, подписав несколько стратегических соглашений с Януковичем; в самом начале своего срока бывший президент не только отклонил возможность вступления Украины в НАТО но и продлил пребывание Черноморского флота России в Крыму на 25 лет в обмен на природный газ со скидкой.
Тем не менее, эти события нарушили планы Запада, потому что позволили России возродиться в качестве региональной державы с потенциалом установления гегемонии в бывшей советской периферии и за ее пределами. Мало того, что Украина стала пророссийской, Москва также увеличила экономическое и военное влияние России в других странах региона, запустив Таможенный союз и укрепив Организацию Договора о Коллективной Безопасности, альтернативный НАТО военный блок.
Тревога в Европейском союзе росла, пока он наблюдал, как Россия становится все более напористой на восточном фланге континента. И поэтому он стал более благосклонным к тому, чтобы Соединенные Штаты и некоторые страны ЕС остановили возрождение Российской Федерации. Наиболее эффективным средством для этого была Украина. Несмотря на свою репутацию марионетки Кремля, Янукович рассматривал и Россию, и Запад со стороны возможности получения уступок от каждого из них (он делал это путем одновременных переговоров о заключении Соглашений об ассоциации и свободной торговле с Европейским Союзом и сделками по финансовой помощи и энергии с Москвой.) Балансирование, а также глубокие политические трещины между украинским проевропейским и пророссийским населением, дало Западу необходимую брешь, чтобы подорвать позиции России в Украине.
Ситуация достигла апогея в ноябре 2013 года, когда Янукович приостановил переговоры Киева об ассоциации с ЕС и свободной торговле в ответ на растущее давление со стороны России. Его ход немедленно вызвал проевропейские демонстрации в Киеве, и его последующее изгнание спустя три месяца. Протесты, которые стали известны как революция, Евромайдан, конечно, имели сильную поддержку на уровне народа, но они также были воодушевлены Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Когда прозападное правительство заменило администрацию Януковича в Киеве, Запад достиг своей цели в Украине.
В то же время, однако, Россия потеряла свое стратегическое буферное пространство и начала искать пути его восстановления путем подрыва нового украинского правительства. С этой целью произошла российская аннексия Крыма, который уже давно был наиболее пророссийской частью Украины. Москва также дала поддержку пророссийским и антизападным повстанцам (боевикам так называемых ДНР-ЛНР, - ред.) на востоке Украины, используя тактику, аналогичную тем, которые использовались Евромайданом, а именно - устойчивые протесты и штурм правительственных зданий в крупных городах. Тем не менее, оно имело дополнительный компонент: некоторые протестующие были вооружены, и некоторые из них были российскими военнослужащими под прикрытием.
Намерением РФ было использование вооруженных протестов и захват зданий, чтобы оказать давление на новое правительство в Киеве к принятию нейтралитета, тем самым восстанавливая свое буферное пространство. Но когда Киев решил использовать военную силу, чтобы подавить демонстрации в апреле 2014 года, бой разгорелся на востоке Украины и подтолкнул Киев еще больше в сторону Запада и дальше от Москвы, что приводит нас к нынешнему, напряженному противостоянию между ними.
На сегодняшний день геополитические планы России нарушаются: Соединенные Штаты фактически замедлили экономический рост России и ослабили её влияние в Украине. И США, и Европа поддерживают прозападное правительство Украины экономическими сделками, помощью в обеспечении безопасности и политической поддержкой. Но до тех пор, пока Украина остается ориентированной на Запад, можно ожидать, что Россия будет делать все возможное - поддерживать боевиков на востоке страны, вводить экономические ограничения или манипулировать политическими и социальными расколами Украины, - чтобы подорвать правительство в Киеве.
Продолжение противостояния
Вот почему было так трудно вести переговоры о завершении конфликта в Украине, даже с учетом количества контактов между заинтересованными сторонами. Мало того, что Украина стала безмерно более поляризованной с момента обретения независимости, но Россия и Запад также усугубили эти расколы, чтобы попытаться получить стратегическое преимущество в достижении своих собственных геополитических целей.
Нынешний конфликт Украины не является уникальным; это всего лишь последнее воплощение спора, который играет на столетия. Это не означает, что переговоры будут бесплодными, или что Россия, Запад и Украина не смогут достичь взаимопонимания в отношении некоторых аспектов кризиса. На самом деле, развитие событий в других странах мира, такие как ухудшение экономики России и участие страны в сирийской войне, может дать мирным переговорам в Украине более мощный импульс в будущем. Тем не менее, любой конкретный прогресс должен быть выдержан в рамках более широких мотивов вовлеченных в них игроков.
В конце концов, Россия, несомненно, будет стремиться ослабить любое украинское правительство, которое направленно и поддерживается Западом, так же, как Соединенные Штаты и Евросоюз сделают с теми, кто может. Порядок и интенсивность конкуренции, безусловно, будет меняться с течением времени. Но если учесть, что соперничество за Евразию существует между Россией и Западом все время существования Украины как государства, вопрос не в том, будет ли соперничество продолжаться, а в том, как.