О том, чего хочет добиться Москва на постсоветском пространстве, почему одни страны поддаются ее влиянию, а другие – нет, и на каких основаниях Россию можно назвать искусственным государством, рассказал в интервью ОNLINE.UA профессор Государственного университета Илии (Грузия) и журналист Олег Панфилов.
- Недавно закончилась очередная встреча в «нормандском формате». Как вы оцениваете переговорный процесс?
- Я с недоверием отношусь ко всем переговорным процессам, где участвует Россия. С 1994 по 1997 годы я участвовал в переговорах ООН по межтаджикскому урегулированию, когда в Таджикистане шла война. Я принимал участие в качестве эксперта. Кроме таджикских властей и оппозиции, было несколько наблюдателей - США, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Афганистан. Однако главную роль в этих переговорах играла РФ, которая привела к власти Эмомали Рахмона. Грубо говоря, привезли его на танках. Поэтому у них была четкая позиция его защищать. В Таджикистане 5 лет шла война, погибло от 150 до 200 тысяч человек. Эти переговоры можно было завершить за несколько часов, но они велись пять лет. Россия предоставляла оружие правительству Таджикистана. В общем, я не знаю таких международных договоров, которые выполняла Россия. Поскольку именно РФ инициировала войну на Востоке Украины и оккупировала Крым, то в возможность какого-то конструктивного формата переговоров с участием Кремля не верю.
- Какие цели у Кремля?
- Хотят восстановить империю и свой контроль над постсоветским пространством, влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран. Пока у них что-то получается в Центральной Азии. На Кавказе получается с Арменией, а с Азербайджаном и Грузией - нет. Под российским влиянием Беларусь и Казахстан.
Путин не скрывает того, что хочет восстановить влияние Кремля на постсоветском пространстве. Первой преградой стала Чечня. Хотя формально она не была признана суверенным государством, но с ней надо было разобраться в первую очередь. Чечню уничтожили, привели к власти кадыровцев. Сотни тысяч чеченцев уже давно живут в эмиграции, преимущественно в Европе. Затем война с Грузией, после - война с Украиной. Это же не первый случай в истории России. Империя практиковала завоевания и в Восточной Европе, включая Кавказ, и в Центральной Азии на протяжении веков. Была имперская оккупация, затем - большевистская. Теперь мы наблюдаем попытку третьей волны экспансии. Однако сейчас не очень получается.
Третья волна экспансии у России получается не очень. Фото: investigator.org.ua
- Почему есть страны, которые относительно находятся под управлением Москвы - Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан, а есть группа стран, которые сопротивляются: Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан?
- Это связано с историей формирования постсоветского пространства. Борис Ельцин был первым, кто пытался сохранить постсоветскую территорию. Но тогда сил не было, приходилось действовать мягко, было создано СНГ. Эта мягкость привела к тому, что начался период, когда некоторые страны начали выходить из-под влияния России. Например, Туркменистан понял, что у них так много нефти и газа, что можно и не очень слушать Кремль. Узбекистан тоже решил жить самостоятельно, опутав границу колючей проволокой в три ряда. С Грузией у России всегда были проблемы, даже в начале XIX века. С Украиной сложнее, потому что страна большая и очень разная, но тоже были регионы, которые всегда готовы бороться против Москвы – Западная Украина.
В Казахстане большое количество так называемого русскоязычного населения. В Кыргызстане не столько, но тоже значительная часть. Интересно, что киргизы и казахи даже в быту преимущественно используют русский язык - это последствия ассимиляции. В Таджикистане нет русскоязычного населения, но есть другой фактор - военная база России. Сегодня российские базы находятся в Таджикистане, Кыргызстане, Армении и Беларуси. Это тоже привязывает вопрос стабильности этих стран к воле Москвы. Есть еще экономика, но это сомнительное влияние, потому как у России уже у самой проблемы. Поэтому два фактора - военные базы и русский язык.
- Почему страны, которые находятся под угрозой попасть под влияние Москвы, не объединяются в какие-то формальные или неформальные союзы?
- Есть ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Когда создавали эту организацию, то в нее входил и Узбекистан, но он вышел. Постепенно все страны начали искать внешнеполитические выходы, региональные особенности. Например, Азербайджану удобнее работать с Турцией, Молдове – с Румынией, Украине ближе всего Польша, несмотря на мелкие дрязги в истории. Все страны хотят иметь ориентир на Европу.
- Китай может стать магнитом для Центральной Азии, который позволит уравновесить влияние России, подобно тому, как Евросоюз уравновешивает влияние Кремля в Восточной и Юго-Восточной Европе?
- Он уже такой магнит. В отличие от России, которая держит военных в странах региона и только обещает экономические проекты, Китай реально работает. Китайцы построили дороги в Таджикистане и Кыргызстане, участвуют в многочисленных энергетических проектах. Есть ШОС – Шанхайская организация сотрудничества, где россияне пытаются играть какую-то роль, но их участие там только для успокоения амбиций России, так как реально эта организация создана для работы Пекина со странами Центральной Азии.
- Почему россияне идут на Кавказ и в Восточную Европу, тогда как эти регионы, по сравнению с тихоокеанским регионом, Дальним Востоком и Сибирью, не дадут никаких стратегических профитов, а только отнимут у них силу? Почему россияне не акцентируются на том регионе, где акцентируются американцы и китайцы, а лезут в стратегически, как мне кажется, сомнительные дебри?
- В России никто не думает об экономике. Ну, вот вывезли они после Второй мировой войны из Германии в СССР большое количество заводов и оборудования. Они что, принесли какую-то пользу СССР? Нет. Дело не в экономике. РФ - это искусственная страна, созданная в результате имперских войн. Для российского империализма главное - территория и покоренные народы. Например, Крым. Он им зачем? Да никто не знает. Проще говоря, Россия - это не Великобритания. Это аморфная территория, которая не приносит пользы ни себе, ни соседям.
Россия стала аморфной территорией, которая не приносит пользы ни себе, ни соседям. Фото: Юлия Королева
- А почему тогда РФ не распадается? Все внешние наблюдатели любят говорить в стиле распада, а у Путина 80% поддержки.
- Я тоже люблю говорить о распаде РФ, но пытаюсь приводить аргументы. Первое: к российской социологии не надо относиться серьезно. Социологические исследования - это индикатор для свободных стран. Второе: на мой взгляд, сегодня коалиция, которая противостоит Москве, нашла «болевые» точки, куда нужно давить для умиротворения России и ее перестройки. Третье: РФ - искусственная страна, которая объединила большое количество народов. Но у чеченца и чукчи, к примеру, общего мало. Со времен графа Уварова (идеолог «официальной народности», к началам России относил православие, самодержавие и народность, – ОNLINE.UA) до сталинской политики создания «советского человека» пытались вывести общую идентичность, но эти потуги всегда завершались провалом. Смогли, конечно, ассимилировать некоторые народы, которые исчезли. Но есть еще и относительно крупные народы, которые не теряют национальную память и идентичность. Они помнят, что когда-то их оккупировали, заставили говорить по-русски или насильно крестили. Россия - не просто искусственная страна, а искусственная империя. Все империи распадаются, от Римской до Австро-Венгерской.
- Но Австро-Венгрия, как и Российская империя, распалась после войны. Первая мировая стала причиной их падения, как мне кажется.
- Но внутренние конфликты были независимо от войны.
- Какие территории в РФ могут самостоятельно жить?
- Это зависит от того, как они все договорятся между собой. Придумать можно все. Здесь главное, что будет с Кремлем, и как будут реагировать элиты. И насколько общество готово к таким событиям? Но Сибирь и Татарстан могут жить отдельно. Страны Северного Кавказа тоже. Другое дело, что здесь есть много проблем, потому что там очень много маленьких народов. Один только Дагестан чего стоит.
- Как Крым повлияет на Россию? Ранее Россия реагировала на проигранные войны: Крымская война - реформы 1860-х, война с Японией – революция и реформы 1905-1907 годов, Афганистан 1980-х - перестройка. Теперь Москва только выигрывает войны, Крым отобрали без боев. Это пролонгирует век нынешней России?
- Я думаю, что Крым – это капкан для России. Когда я говорил о болевых точках России - это экономические санкции. Эти санкции, пусть и не смертельные, но системные. Крым - это наживка. Однако наказывать РФ надо было после начала войны с Чечней (1994 год, – ОNLINE. UA). Санкции действуют. Россияне могут относиться к этому пренебрежительно, но живут они все хуже и хуже. И это долгий тренд. Оторванная ручка от военного джипа на показе техники для Путина - это символ состояния России.