Россия против Украины: главные особенности гибридной войны Путина
Категория
Политика
Дата публикации

Россия против Украины: главные особенности гибридной войны Путина

Россия против Украины: главные особенности гибридной войны Путина
Источник:  Atlantic Council

Относительное затишье в российско-украинской войне на Донбассе в последние месяцы привело к тому, что многие наблюдатели решили: это очередной «замороженный конфликт» на постсоветском пространстве. Даже если российская военная активность полностью прекратилась, аналогия вводит в заблуждение.

Об особенностях и последствиях российской гибридной войны в Украине, которую некоторые называют "замороженным конфликтом", пишет в своей статье для аналитического центра Atlantic Council немецкий политолог Андреас Умланд.  ONLINE.UA сделал перевод публикации.

Не всем понятно, что восточный сосед Украины использует три разных подхода, чтобы держать страну в состоянии кризиса.

Первый - Украина стала жертвой "традиционной" (пусть и завуалированной) вооруженной агрессии со стороны России, которая ослабела, но все еще продолжается.

Во-вторых, она, вместе с тем, страдает от серьезных прямых экономических последствий этой войны.

И, наконец, Кремль также ведет невоенную, многовекторную гибридную войну против Украины, которая лишь частично видна Западу.

Эта тщательно согласованная и частично скрытая подрывная деятельность в отношении Украины развивается через широкий спектр действий (экономические санкции, тайные разведывательные операции, международные пропагандистские кампании, целенаправленные кибератаки, дипломатическое вмешательство и политическое давление) и имеет много косвенных последствий для экономики Украины и общества в целом.

Таким образом, например, Москва предоставила своим марионеткам на Донбассе одну из крупнейших танковых армий – больше, чем армия тяжелых бронетранспортеров, принадлежащих Украине или Германии, например.

Огромное военное снабжение так называемых народных республик является не только подготовкой к неминуемому военному наступлению. Вместо этого оно служит проекцией власти Москвы на востоке Украины и создает постоянную угрозу своим военным превосходством над Киевом.

Российское вооружение Донбасса и крупное сосредоточение войск вдоль российско-украинской границы отвлекают украинское общество и не дают сфокусировать внимание на внутренних проблемах, перенаправляют ресурсы на усиление оборонительного потенциала и в сторону от других нужд.

Возможно, наиболее важным аспектом гибридной войны Кремля является не столько её немедленный эффект, сколько социально-психологические и политико-экономические расчёты, лежащие в её основе.

Украинцы устали постоянно находиться в состоянии ожидания, между напряженностью и покоем, войной и миром, незащищенностью и стабильностью, и это создает еще большую непредсказуемость и разочарование в русскоязычных регионах, граничащих с РФ, и вдоль Черного и Азовского морей.

Местные предприниматели дестимулированы, молодые выпускники университетов разочарованы, активисты гражданского общества выбиты из колеи, международные партнеры обеспокоены, а иностранные инвесторы предпочитают держаться в стороне.

Эта тактика, в конечном счете, может опустошить территории так называемой "Новороссии", то есть юго-восточной Украины, до такой степени, что они утонут в изоляции, депрессии, радикализме и насилии. По логике, стоящей за этим подходом, область рано или поздно сама сдастся Москве.

Московская гибридная война также отвлекает Киев от реформ и, в некотором роде, делает их бесполезными. Конечно, сильные внутренние факторы – в особенности устойчивость коррупционных сетей олигархов, склонность государственных служащих и политиков к коррупции – разделяют ответственность за провалы по реформированию Украины.

Впрочем, ответная реакция на поливектор российской гибридной войны по украинскому государству, экономике и гражданскому обществу многое объясняет о том, почему попытки страны по поводу трансформации до сих пор не были плодотворными: разработка и внедрение реформ постоянно срываются экономическими, политическими, психологическими, военными и дипломатическими притеснениями со стороны России.

Более того, даже основательно реформированная Украина продолжит быть дисфункциональной на фоне продолжающихся угроз, прессинга и саботажа со стороны России. Россия слишком близка, слишком сильна и беспощадна, и слишком долго делила границу с Украиной, чтобы Киев мог просто обрезать все связи с этим соседом.

В этом смысле Кремль может легко убить трех зайцев одним выстрелом.

Первый – он препятствует консолидации, перерождению и европеизации Украины, а вместе с тем и подъему восточнославянской контрмодели, которая может составить конкуренцию путинской системе.

Второй – он ослабляет проект европейской интеграции и всего Запада, который будет вынужден вкладывать большие суммы денег в течение многих лет, чтобы сохранить основные функции украинского государства.

Третий – Кремль закладывает основу для новой территориальной экспансии, если тактика дестабилизации и разочарования на юго-востоке Украины будет успешной.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?