Станислав Черногор, глава общественной организации «Фонд развития громады» в одном из интервью сказал: «Я вхожу в первую пятерку врагов краматорских ДНРовцев».
Действительно, в 2014 году, когда власть в Краматорске удерживали сепаратисты, они вывесили список наиболее вредных для «русского мира» групп в соцсетях. Среди них был и паблик Черногора.
Дело в том, что в 2013-2014 годах активист занимался мониторингом мирных собраний в регионе. А в это время как раз начали подрывную работу сепаратисты, и многие их акции как раз проходили в рамках «мирных собраний» - за чем Станислав внимательно наблюдал.
Черногор уверен, что сепаратистский переворот в Краматорске начали готовить еще до начала Евромайдана в Киеве, минимум — с октября 2013 года.
О том, как будущих сепаратистов возили из Краматорска на тренинги в Россию, какие маневры предпринимали сотрудники МВД, чтобы выйти из под удара из-за сдачи Донецкой области, Станислав Черногор рассказал в интервью ONLINE.UA.
- Все началось еще в конце 2013-го года, когда в противовес киевскому Майдану на Донетчине стали организовываться «антимайданы», стали мелькать люди Медведчука, а также товарищи, которые затем стали создавать «инициативные группы» по строительству «русского мира».
Я ходил на все эти мероприятия, потому что входил в группу ОЗОН, занимающуюся мониторингом мирных собраний, снимал, фотографировал. В Краматорске мелькали новые лица и мне было понятно, что эти люди не собрались спонтанно, все уже понимали, что нужно делать. Эти группы сотрудничали с главой горотдела МВД полковником Сергеем Забором, он и сейчас служит в Краматорске. Интересна роль милиции в подготовке почвы для сепаратистов. Отметим такие факты: незадолго до начала событий в Донецкой области произошли ротации, дней за десять милицейское начальство стали менять местами. Забор перевелся в Ясиноватую дней за десять до захвата сепаратистами Краматорского горотдела, на его место поставили Виталия Колупая из Константиновки.
Все считают, что это была технология, чтобы вывести милицейское начальство из-под прямого удара. Чтобы можно было сказать: “А я тут не причем! Все до меня сделано, сепаров не я привел!”
Видео: 12 апреля 2014 года. Террористы, захватившие Краматорск, советуют “отойти за поребрик”
Например, пошли “стрелки” на полковника Колупая из Константиновки, что он сдал Краматорский горотдел милиции. А он: "Та вы что ребята, я в Краматорске первую неделю, я ничего не знаю!" Это, повторю, была тенденция по всей Донецкой области: начальники милиции сменились примерно за неделю до начала войны, но до этого они подготовили почву в своих городах и районах, ведь пророссийские митинги стабильно шли с февраля.
- В Донецке февраль и весна были беспокойными: постоянные стычки, титушки, первая кровь - 13 марта погиб “свободовец” Дмитрий Чернявский. А как было в Краматорске?
- Краматорский "евромайданчик" начался тогда же, когда и Евромайдан в Киеве. И у нас было все относительно спокойно, за исключением редких хулиганских выходок: то флаг украдут, то придут поругаются.
22 февраля был единственный жесткий день, приехали откуда-то «гастролеры», буянили, яйцами бросались и так далее. Это был единственный случай, когда менты и регионалы допустили чужих. Затем, видимо, поняли, что это плохо пахнет и сказали: “Не нужно нам гастролеров, мы сами справимся!” Так что, краматорский "евромайданчик" проходил тихо, мирно и спокойно, в отличие от Донецка, куда свозились титушки из криминальных кругов Горловки. Но было абсолютно понятно, на чьей стороне в Краматорске менты и чиновники, которые, условно говоря, "подносили яйца".
Фото: Станислав Черногор
А о том, что события примут серьезный оборот, в городе некоторые люди хорошо понимали. Вот было два депутата в Краматорском горсовете — представители крупного завода, уверенно себя чувствовали. У них были должности, деньги, уважение. Оба молодые, а значит были перспективы, потому что если молодого человека от завода завели в депутаты, значит начальство сделало на него ставку. Один из них - Шепотько Константин, второй - Роман Синицкий. И вот перед Новым годом они продали квартиры в Краматорске и уехали в Крым.
Читайте также Создатели ДНР и сепаратисты тотально взяли власть на подконтрольном Украине Донбассе
Готовились и пророссийские активисты, замечу - еще до начала Майдана. Такой был момент: в городе действовала инициативная группа, в нее входило восемнадцать человек. Они и раскачивали лодку в 2014 году. И есть информация (ее и правоохранители подтверждали): все они в октябре-ноябре 2013 года двумя группами выезжали на месяц в Россию, их там тренировали...
- Это известные в городе люди, общественники?
- Никакие не общественники, абсолютно левые люди. Например, продавщица, которая занималась потом организацией сепаратистского референдума. В эту группу из восемнадцати человек входили люди, между собой связанные: например, четыре-пять риэлторов, или жильцы одного дома, соседи. То есть, знакомые подтянули знакомых - «рубануть бабла». Вот один из них Павел Цвелой, директор агентства по продаже недвижимости «Альянс плюс» был публичным руководителем так называемого “антикризисного совета Краматорска”, получается — был самый умный. Он сейчас в ДНР, в Дебальцево — зам «главы администрации города».
Видео: на митинге выступает Павел Цвелой
Я ходил на эти собрания, снимал, выкладывал записи на Ютубе. Мои коллеги обращали на это внимание, писали на Цвелого и компанию заявления в СБУ, где мои видеозаписи использовались как доказательство. Но СБУшники были в доле и за этим ничего не последовало. Знаю, что про эту группу даже краматорские опера писали докладные наверх — но за этим ничего не последовало.
Так что, по моему мнению, все тщательно готовилось и прикрывалось. Так начальник начальник межрайонного отдела управления СБУ в Донецкой области Петр Зима за год до начала событий перевелся в Крым, работал в СБУ Севастополя и после оккупации возглавил Аксенов поставил его руководить безопасностью. А потом он курировал «органы госбезопасности» ДНР». И, кстати, Вячеслав Аброськин во время захвата Крыма работал в Севастополе, а затем был назначен главным милиционером Донецкой области.
- А что случилось с рядовыми правоохранителями и чиновниками, которые тогда были при власти?
- Тут ничего не поменялось. Запятнанные менты продолжают работать. В лучшем случае, их уволили за дискредитацию звания сотрудника МВД, а они восстановились по суду. Из чиновников тоже никто не сидит, кроме Владимира Азарянца, который получил 8 лет (ст.258-3 Уголовного кодекса Украины “Содействие деятельности террористической организации”, - ONLINE.UA).
- Про него писали, что он “сдавал украинских патриотов”? За что конкретно Азарянц поплатился?
- Это смешная история. Азарянц — молодой регионал. В 2004 году во время первого Майдана, будучи руководителем студенческого самоуправления, со студентами принимали участие в “антиоранжевых” акциях, они апельсины хоронили. Уровень понятен? Возглавлял городскую организацию «Молодых регионов». Потом за заслуги перед родиной и старшими товарищами возглавил Красноторский поселковый совет.
Когда сепары захватили город, появились такие медведчуковские клоуны Александр Тихоненко и Александр Алексеев. Они создали и возглавили "альтернативной центр территориальной общины Краматорска".
Члены "альтернативной территориальной общины Краматорска" захватывают здание городской прокуратуры. 28 апреля 2014 года
И вот они поехали отжимать имущество крестьян, под предлогом того, что все теперь является имуществом громады, им можно по своему усмотрению распоряжаться. Приехали к Азарянцу в поселок, вся братва с автоматами, и опечатали имущество АПК «Инвест»: склады с зерном, трактора. А как раз был май, посевная. Сказали: «Это все теперь имущество громады. Приходите в исполком, будем разбираться!» Азарянц едет в Краматорск, в более серьезную банду: в "инициативную группу" Цвелого или к россиянам, которые тоже тут сидели. И пишет заявление: «Неизвестные люди захватили имущество фермеров, не дают проводить посевную». Сепары берут пару этих клоунов и кидают на подвал. Тихоненко сидел, а Алексеев - нет, у него оказалась "крыша", кум был замом "коменданта города".
Через месяц наши войска освободили Краматорск, выпустили из тюрьмы Тихоненко. И тот где-то через полгода пишет заявление в милицию: «Азарянц — негодяй и сепар, сдал сепарам настоящих патриотов Украины». В итоге Азарянц получает восемь лет, как пособник террористов.
Продолжение следует…
Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК