По мере продолжающихся чисток в Турции после попытки военного переворота лидеры некоторых стран пытаются защитить и укрепить свою власть. Чтобы найти этому подтверждения, достаточно посмотреть на окрестности Турции – Кавказ и Центральную Азию.
Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor рассказала о том, как попытка переворота в Турции повлияла на близлежащие страны региона и на попытки их лидеров удержать власть. Полный отчет есть в распоряжении ONLINE.UA.
В среду президент Азербайджана Ильхам Алиев представил поправки к конституции о продлении президентского срока с пяти до семи лет. Между тем, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов назначил дату вступления в силу в его стране аналогичного продления президентского срока.
Не случайно лидеры Азербайджана и Туркменистана пытаются централизовать власть, как и президент Турции Реджеп Эрдоган в последние годы. В частности, ощутимый рост внешних угроз безопасности вызывает усилия по централизации власти в этих странах. Возникновение Исламского государства, которое является более насущной проблемой для Турции (учитывая её роль в сирийском конфликте), также потрясло Кавказ и Центральную Азию.
Страны этого региона оказались плодородной почвой для пополнения рядов воинствующей группировки, и сотни граждан из стран Кавказа и Центральной Азии стали боевиками в Сирии и Ираке. Обеспокоенные рисками, которые эти бойцы будут представлять для родины после возвращения, правительства этих стран удваивают усилия, чтобы сорвать и предотвратить воинственность внутри своих границ.
Но, как и в Турции, экстремистская угроза - это лишь часть ситуации. Так как правительства стран по всему региону часто раздувают опасность боевиков, чтобы оправдать гонения против политических оппонентов, истинные масштабы угрозы, как Исламского государства, так и других исламистских группировок в регионе остаются неясными. Более того, руководящие органы этих стран могут больше беспокоиться из-за укрепления своей власти и подавления внутренней оппозиции, чем из-за проникновения идей джихадизма.
Во всех этих странах растут протесты по поводу ухудшения социально-экономических условий. Падающие зарплаты и возрастающая безработица усугубляют внутреннее недовольство в регионе, подпитываемое низкими ценами на нефть и возвращением мигрантов из России. В ответ государства по всему региону становятся более требовательными в вопросах безопасности и усиливают исполнительные полномочия, чтобы справиться с народными волнениями.
Еще до того, как были предложены конституционные поправки в Азербайджане и Туркменистане, Таджикистан изменил свою собственную конституцию, чтобы отменить срок полномочий президента. В то же время, Армения переходит к такой парламентской системе, которая призвана обеспечить влияние президента Сержа Саркисяна над будущими армянскими правительствами. Власть не менялась в Казахстане и Узбекистане со времен, предшествующих распаду Советского Союза, но стареющие президенты этих стран строят планы преемственности, которые закрепят власть их семей или кланов на долгие годы.
Так как жесткие меры безопасности становятся более распространенными на Кавказе и в Центральной Азии, они ведут к еще большей нестабильности. С тех пор, как казахстанские власти задержали более 1000 человек перед запланированными протестами в июне, страна пережила два нападения на силы безопасности.
Армянская служба безопасности по-прежнему участвует в противостоянии с членами движения "Учредительный парламент", которые захватили здание полиции, требуя отставки Саркисяна. Это движение борется против централизации власти Саркисяном, а также объясняет свои действия потерей армянских территорий в Нагорном Карабахе во время недавней военной эскалации. Будучи другой стороной этого конфликта, Азербайджан хочет отвлечь внимание от своих внутренних политических и экономических проблем военной победой, что вероятно, повлияло на недавнюю вспышку боевых действий в спорном регионе.
Как и в Турции, в государствах по всему Кавказу и Центральной Азии все больше рисков для безопасности. Независимо от того, кто виноват в росте этих рисков - исламские боевики или растущий политический нонконформизм, страны региона прибегают к политической централизации и жестким мерам сил безопасности по их уменьшению. Но, как показали попытка государственного переворота в Турции и недавние вспышки насилия в Армении и Казахстане, эти усилия могут только ухудшить ситуацию.