История показывает, что Украина может не выжать остаток из своей программы $17,5 миллиардной финансовой помощи от Международного валютного фонда, сообщает журналист Bloomberg в своей статье, перевод которой сделал ONLINE.UA.
В то время как Международный валютный фонд одобрил третий спасительный транш после годичной задержки, бывшая советская республика не смогла получить полную сумму каждого из семи кредитов, кроме одного, которые были взяты в период между 1995 и 2010, в результате чего $19,5 млрд остались неиспользованными. Эта сумма не включает $12,5 млрд из пакета 2014 года, уже давшего сбой, когда его расширили до текущей программы помощи, которая будет длится до 2019 и по которой еще остается $9,8 млрд.
Программы МВФ в Украине часто давали сбой. Сравнительный график кредитов МВФ с договоренными суммами (синий) и суммами, которые были им выплачены (розовый) (Иллюстрация: Bloomberg)
$1 млрд, который МВФ одобрил в среду, стал результатом урезания планировавшихся $1,7 млрд и был задержан из-за бюджетных споров, отставки премьер-министра и умышленного затягивания принятия мер по искоренению десятилетий посткоммунистической коррупции.
"Риск по-прежнему высокий, учитывая задержку последнего транша, - сказал Дмитрий Полевой, главный экономист по России и СНГ в финансовом конгломерате ING Groep NV в Москве. - К сожалению, он останется высоким по хорошо известным причинам – корыстные интересы, внутренние политические препятствия, экономическая среда, конфликт на востоке и недостаточно динамичные реформы".
Украинские чиновники, тем не менее, оптимистично смотрят на перспективы получения денег от МВФ. Глава Национального банка Валерия Гонтарева заявила в четверг, что транш еще на $1,3 млрд возможен к концу года, наряду с примерно $1,7 млрд в виде помощи от союзников, включая США и Европейский Союз. НБУ и Минфин отдали восстановлению связей с МВФ приоритетную роль.
Инвестиции западных покровителей в Украине и их решимость добиться успеха страны означают, что трудно остановить помощь, говорит глава отдела кредитования формирующихся рынков в Amundi Group в Лондоне Сергей Стриго. "Сохранение финансирования Украины – это политическое решение для МВФ, ЕС и США", - сказал он. Тем не менее, он предсказал дальнейшие задержки в выплатах, ссылаясь на внутреннюю политику и отсутствие прогресса в области реформ как на основные препятствия.
Альтернативное финансирование
Есть повод для пессимизма. Утверждение четвертой выплаты зависит от острых вопросов, таких, как пенсионная реформа, которая способствовала краху программы 2008 года. Eurasia Group говорит, что получение еще одного транша раньше апреля "весьма маловероятно".
Золотовалютные резервы, которые опять выше надпорогового уровня, дают меньше стимула правительству для удовлетворения условий МВФ. Действительно, учитывая то, как голодные инвесторы скупают украинский долг, министр финансов Александр Данилюк уже намечает возвращение на международный долговой рынок в 2017 году – шаг, который рискует разрушить зависимость от траншей МВФ и реформ, которые они требуют.
Этот сценарий знаком многим исследователям Украины, которые помнят, как представители власти отправились в США, чтобы встретиться с инвесторами в 2013 году, незадолго до того, как миссия МВФ прибыла в Киев, чтобы обсудить возобновление провалившейся программы помощи двухлетней давности.
И они будут надеяться, что на этот раз прошлое не повторится.