Жертвам Голодомора 1932-33 годов стали украинские крестьяне, которые сопротивлялись новому режиму советской власти и коллективизации.
С приходом к власти Сталина в Советском Союзе стали внедрять ряд политико-экономических "инноваций", в частности это были легендарные "пятилетки" и коллективизация. Руководство нового тоталитарного режима захотело взять под полный контроль сельское хозяйство, загнав крестьян в колхозы и лишив их личной земли.
Украинское население сопротивлялось решением советской власти, поэтому режим решил принудительно оставить крестьян без земли, которую те обрабатывали поколениями, и забрать у них все запасы пищи. Именно таким образом в Кремле решили "мотивировать" людей присоединяться к колхозам.
Жертвами голода, обусловленного отбором всевозможных запасов и скота вместе с землей, необходимой для добычи пищи, стали миллионы украинских крестьян. Лишь в 2003 году о Голодоморе официально заявили как о геноциде, совершенном советским режимом против украинского народа.
Что интересно, "наследница" СССР — современная Россия — неоднократно пыталась опротестовать признание голода 1932-33 годов геноцидом украинского народа. Впрочем, это намерение Кремля осталось без внимания со стороны международного сообщества, поэтому Голодомор сейчас признан многими государствами.
Федор Задереев встретил ужасные месяцы Голодомора 11-летним мальчиком, который родился и жил в селе Кобылянка на Северщине. Его родителям пришлось ходить 100 километров в соседнюю Беларусь, чтобы добыть хотя бы картофельных очисток у родственников. Бабушка мальчика тайком приносила картофель в сапогах, а сам он тем временем готовил для младших братьев и сестер борщ из крапивы и подорожника.
Мужчина, переживший голод, вспоминает — до трагических событий в его селе люди могли давать друг одними займы на полгода, однако позже ему самому приходилось воровать у односельчан.
Федор собственными глазами видел, как люди массово умирали от голода. Соседская семья Нечаев умерла полностью после того, как на голодный желудок съела много ржаной каши.
Также парень иногда бродил по берегам реки неподалеку, пытаясь отыскать хоть что-то поесть, и видел людей из соседних сел — Чернышей и Суходолов. Они собирали стебли щавеля, некоторые из несчастных там и умирали, потому что не хватало сил для возвращения. Только после последующей зимы их тела сбрасывали в воду, когда ломался лед.
Федор сохранил пронзительные воспоминания о своем дедушке, который буквально умер от голода, пока тот искал ему пищу.
"Я возвращался с уловом с реки. Шел по тропинке вдоль берега. И возле старой вербы увидел дедушку. Тепло было, а он — в шубе и шапке-ушанке. Я подошел и говорю ему: "Деда!". А он языком все неразборчиво "ву-ву-ву-ву" и все повторяет: "Есть хочу, есть хочу". Ну, думаю, поделюсь с ним. Побежал домой, насыпал в большую миску борща и иду назад. Возвращаюсь к вербе: "Дед, дед, я тебе борща принес". А он мертвый уже был. Умер только что. И я всю жизнь думаю: как же это я тогда не успел деда накормить", - рассказал он.
Также мужчина вспоминал, как советская власть пыталась побороть религию. Людям запрещали праздновать религиозные праздники, сельскую церковь закрыли, а кобылянский священник вовсе исчез после допроса в сельсовете. Впрочем, это не помешало крестьянам сохранить традиции, вешать в домах иконы.