О том, почему воюет Россия, как давно там появились планы по аннексии Крыма, что развалит современную РФ, и как Украина показала пример борьбы с ней во второй части интервью ONLINE.UA рассказал российский анархист и активист антивоенного движения, живущий в Швеции политэмигрант Петр Рауш.
Первую часть интервью читайте здесь: В войне с Россией для Украины все не безнадежно — политэмигрант из РФ
- В чем слабость Европы, почему есть люди, которые увлекаются Путиным, в чем его магия?
- Магия силы. Тот же Брейвик (норвежский террорист, убивший в 2011 году 77 человек, – ОNLINE.UA) увлекался Путиным. При этом Брейвик, при всей его исламофобии, абсолютно не обращал внимания, например, на то, как Путин работает с Кадыровым, спекулируя при этом как раз на мусульманских религиозных ценностях. Слишком многим людям, увы, свойственно видеть только то, что они хотят увидеть. В Европе, например, столетие назад широко был распространён «миф Бонапарта» - вопреки тому, что начатые Бонапартом войны унесли жизни нескольких миллионов человек. Или, наоборот, благодаря этому? Хотя, конечно, не очень корректно сравнивать Путина с Бонапартом, хотя бы потому, что Путин сам ни личным героизмом, ни способностями Бонапарта не обладает и персонально армию в атаку не водит. Но если посмотреть, например, на континентальную блокаду Британии Наполеоном, когда горы чая, кофе, материи и других товаров уничтожались по всей Европе лишь по той причине, что власти Франции подозревали их британское происхождение, то все это достаточно похоже на нынешнее уничтожение санкционных товаров в РФ.
Российскую политику невозможно засекретить до такой степени, чтобы её агрессивность перестала быть заметной. Но люди часто просто боятся верить в очевидное. Например, Джохар Дудаев (первый президент Чечни, - ONLINE.UA) еще в 1994 году (до прихода к власти в РФ Владимира Путина, - ONLINE.UA) показывал эстонским журналистам оперативные планы захвата Крыма - как же можно говорить о том, что захват Крыма Россией стал и для многих украинских политиков, и для Европы, и для Соединённых Штатов полной неожиданностью? Не правильнее ли тут говорить о полной некомпетентности? Когда Жириновский публично заявляет о необходимости российских ракетных ударов по Берлину и Парижу, а Дугин (один из идеологов так называемого "евразийства" Александр Дугин, - ONLINE.UA) - о захвате Европы, их и сегодня воспринимают не серьёзно, а как своего рода сумасшедших клоунов. При том, что советник Путина Дугин был, как прекрасно известно, одним из разработчиков проекта “Новороссия”. К сожалению, в Европе до сих пор часто популярно поведение, выражаемое фразой «лучше не дразнить». Но это действует с обратным эффектом на Кремль, побуждая его к дальнейшей агрессии. Ситуация во многом аналогична той, которая выражалась мюнхенской политикой накануне Второй мировой войны.
Петр Рауш. Фото: Facebook
- И это причина войн России, слабость? Они находят самого слабого или момент слабости?
- Основная причина войны - существование РФ как государства. Планы экспансии не Путиным создавались, планы восстановления СССР разрабатывались уже в период распада СССР. В начале 1990-х империя вынуждена была отдать часть территорий, которые считала своими, но впоследствии, при более благоприятных для них стратегических условиях, они планировали всё вернуть. Вот, дождались. В 1990-х они получили помощь от американцев и европейцев. Россию приняли в «Большую восьмерку». Тот ад, который Россия организовала в Ичкерии (Чечне, - ONLINE.UA), в мире старались не замечать. Хотя вся информация у лидеров Запада была - Саркози, например, говорил о сотнях тысяч убитых в результате российской агрессии в Ичкерии. Но дружбе Саркози с Путиным это не помешало, никаких санкций против России тогда введено не было. Агрессию России против Грузии в 2008-м Запад осудил, но санкций не было и в этом случае, была объявлена политика перезагрузки. И каждая очередная уступка провоцирует расширение российской агрессии.
- Как противодействовать России?
- Ответ, например, был на Майдане. Или в первой российско-чеченской войне, когда 6 августа 1996 года чеченские отряды численностью всего в 850 человек смогли зайти в Джохар (Грозный, - ONLINE.UA) и разбить там двадцатитысячную российскую группировку. Это удалось сделать тогда, конечно, только за счет массовой народной поддержки. Нынешняя украинская власть, на мой взгляд, ставки на этот потенциал, к сожалению, старается избежать. Добровольческие батальоны в Украине создавались не по инициативе властей, а вопреки их противодействию. Более того, администрация Петра Порошенко даже сам факт войны де-юре до сих пор не хочет признавать. Главная ставка - на поддержку Запада. А западные государства, разумеется, стараются не обострять ситуацию и пытаются заморозить конфликт примерно так, как это было сделано в Грузии и Молдове. Часть их территории более 20 лет оккупирована Россией, Запад не признает эту оккупацию, как и аннексию Крыма, но действовать против России так, как действовал против Саддама Хусейна, до сих пор не решается. Хотя, собственно, ближайшая аналогия с аннексией Крыма Путиным - как раз аннексия Кувейта Саддамом (в 1990 году, что привело к войне в Персидском заливе против Ирака с участием, в частности, США и Великобритании, - ONLINE.UA). Разница в том, что в случае с Кувейтом механизмы международного права сработали, а в случае с Крымом - нет. Пока нет. Хотя я бы не исключал заранее возможность того, что они сработают при следующей российской агрессии.
- Что может пошатнуть российский режим?
- Столкновение с большими проблемами. РФ эти проблемы успешно сама для себя создаёт. Возможно, эти проблемы будут в Сирии. Российско-асадовские войска блокировали Алеппо, второй по величине город Сирии, но сейчас блокада прорвана. Возможно, что и сама эта группировка будет блокирована - с катастрофическими последствиями для Асада и российской политики в Сирии.
Один из ответов на вопрос, как противодействовать России, был дан на Майдане в Киеве. Фото: ZN.UA
- В чем, на ваш взгляд, сила любого российского режима? Россияне создают Путину на порядок меньше проблем, чем любой народ в Европе своим лидерам, которые могут за несколько лет правления растратить весь рейтинг. Власть убивает рейтинг во всей Европе, но не в РФ. Почему так?
- Лет двести назад было сказано, что российская власть - это самодержавие, ограниченное удавкой. С одной стороны, у Путина меньше рисков, пока он удерживает власть. Но в тот момент, когда эта власть рухнет, степень риска будет несопоставимо выше, чем у любого потерпевшего неудачу европейского политика. Это правило для любой диктатуры. Можно вспомнить, как закончили Муаммар Каддафи, Саддам Хусейн или руководство Третьего Рейха. А в перспективе - и, думаю, не самой долгосрочной - катастрофа этого режима неизбежна. Вопрос только, она будет при Путине или при его преемнике. Но нужен внешний толчок. Россияне привыкли терпеть только до тех пор, когда власть во внешней политике побеждает. Но если ее побеждают снаружи, то внутри страны такую власть перестают бояться и уважать. В этом случае все негативные эмоции народа будут канализированы на власть.
- В Украине во время Майдана были свои требования. Стране необходимо поменяться. В то же время есть внешняя угроза, которая уменьшает требования к власти в условиях войны, уменьшает требования к изменению самой сути государства. Что делать?
- Я - анархист, и с точки зрения анархии вообще никакого государства не должно существовать. Нигде. Но я не думаю, что было бы правильно призывать к немедленной анархической революции в Украине - или, например, в Грузии - по крайней мере, пока Россия в качестве государства не ликвидирована. По отношению к России с этим проще. Государство РФ – это приоритетный враг. Действуя против него, не ошибешься. В Украине сложнее, власть носит двойственный характер. Я бы не сказал, что сейчас в Украине вопрос о власти решён удовлетворительно, но, если сравнить украинский режим и российский - никаких вопросов возникать не должно, российский хуже и является абсолютным злом. При всей неспособности и нежелании Порошенко решать ряд проблем, украинская ситуация качественно отличается от положения в РФ. Серьезный внутренний украинский конфликт легко мог бы стать подарком агрессору. Важнее разобраться с главным врагом. Именно с этой точки зрения нужно рассматривать каждую отдельную конфликтную ситуацию, возникающую в Украине.
- Некоторое время было модно говорить о кризисе национальных государств. Но сейчас, похоже, более явный кризис наднациональных структур. Как вы считаете?
- Думаю, что наднациональные структуры с самого своего начала были в состоянии кризиса. ООН - изначально не самая дееспособная организация. Едва ли ни единственный случай относительно успешной военной миссии на уровне ООН - война в Корее. И то лишь потому, что тогда советская делегация не принимала участия в решающем заседании Совета Безопасности, за счет чего только и удалось отправить в Корею войска под флагом ООН. Все другие кризисы решались в основном за счет усилий на уровне государств НАТО или США. Эффективность наднациональных структур преувеличена, на самом деле, национальные государственные структуры продолжают играть решающую роль.
Насколько и кому это полезно - другой вопрос. Например, сейчас, в ходе избирательной кампании в США, Трамп не только признал аннексию Крыма, но и поставил под вопрос пятый пункт соглашения НАТО (напавший на одну из стран НАТО должен считаться напавшим на все страны Альянса, – ONLINE.UA). Речь может идти о том, что гарантии безопасности странам Восточной Европы перестанут действовать в одностороннем порядке. И вопрос здесь не столько в НАТО, сколько в политике США, сохраняющей решающее значение. Или другой случай. На саммите НАТО в Варшаве литовцы и поляки выступают с жесткими заявлениями против РФ, а французский президент Олланд заявляет, что Россия - не противник, а партнер Франции. Неудивительно, что при таком отношении к вопросу со стороны Франции французский батальон в страны Балтии - в отличие от американского и немецкого - направлен не был. То есть, важнейшие решения сейчас в любом случае принимаются не столько на наднациональном уровне, сколько на государственном.
- Что же делать, проблемы ведь глобальные? Например, беженцы или экология.
- Если сегодня у нас на повестке проблема мировой ядерной войны, то говорить о приоритетности экологии, по-моему, не очень уместно. Когда все американские генералы один за другим говорят, что угроза номер один для США и Запада - это Россия, а президент Обама проводит совещание о том, как надо вести боевые действия против «Исламского государства», то это не кажется особенно логичным. Конечно, ИГ - проблема, но это проблема, всё-таки, другого уровня. Парадоксальным образом первоочередное внимание уделяется проблемам второго ряда. Я бы хотел обратить внимание на интервью Патрушева (секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, – ONLINE.UA), который прямым текстом говорит: если Турция закроет проливы, РФ применит против неё военную силу. Если страны НАТО окажут помощь Турции, то РФ нанесет ядерный удар и захватит Прибалтику (интервью «Российской газете» в феврале 2016 года, до примирения Путина и турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, – ONLINE.UA). На таком уровне говорит влиятельный российский чиновник. Что это значит? Надо решать проблему РФ. Потому что если удастся решить эту проблему, то и острота всех остальных - и проблемы терроризма, и проблемы беженцев, и человеческих потерь - будет кардинально, в разы, снижена.
Учения военных НАТО в Прибалтике - одном из регионов, который теоретически может атаковать Россия. Фото: Дмитрий Беляков/The Washington Post
- Как решить?
- Не вижу возможности решить эту проблему без войны. Хотя, возможно, в самом лучшем случае для разгрома России окажется достаточно катастрофы в одной из тех региональных войн, которые она уже ведёт. Так или иначе, а российские власти должны продемонстрировать живущим на территории РФ людям свою полную военно-политическую некомпетентность. Возможно, это будет в Сирии, возможно, в Украине. Если Украина вернет Крым, то должен запуститься механизм распада РФ. Кавказ поднимется. Например, немало чеченцев живут в Европе и готовы будут в случае изменения ситуации вернуться на родину. И не просто вернуться, а с оружием в руках, чтобы освободить Ичкерию от оккупации. И Кавказом не ограничится, должна быть цепная реакция.
- А что же делать этническим русским, как им быть?
- Есть же уже, например, идентичность сибирская. Есть ингерманландская. Возможно, будет уральская. Очень вероятно, что существование России как страны вообще невозможно без "скреп" государства. Перед началом войны против чеченцев был тезис: если отпустим этих, то все остальные тоже захотят на свободу! То есть, открытым текстом на всех уровнях признавался тот факт, что стоит только людей под властью империи не удерживать силой - и империя разрушится. Причём желание избавиться от власти Москвы у нынешних этнических русских может проявиться точно так же, как и у представителей когда-то завоёванных Россией народов. Потому что держится эта так называемая "федерация" не на добровольно-договорном объединении, а на терроре. Штыки часто бывают эффективным средством решения проблем, но на них не всегда удобно сидеть. Особенно на сломанных. Третий Рим будет разрушен.