Мюнхенская конференция по вопросам безопасности – форум, который уже больше полувека пытается определить ключевые тенденции международных отношений. Десять лет назад именно в столице Баварии Владимир Путин фактически объявил новую холодную войну Западу, и именно под Мюнхенскую конференцию этого года подгадал очередной ход по эскалации ситуации.
Об указе Путина, которым признаются законными изданные в ОРДЛО "документы", стало известно как раз во время переговоров министров иностранных дел стран Нормандской четверки. От этой встречи эксперты не ожидали дипломатического прорыва, равно как и от участия Сергея Лаврова в мероприятиях в Германии – встрече министров иностранных дел G-20 в Бонне и Мюнхенской конференции. Шефу российской дипломатии определенно не дают покоя лавры Иоахима фон Риббентропа – он высказался за "post-West" мировой порядок, прямо намекая на стремление РФ говорить на равных с мировыми лидерами. Переговоры Нормандской четверки завершились формальным призывом к прекращению огня, воплотить которое в жизнь без участия России невозможно.
Но вернемся к решению Путина. Как представляется, это была домашняя заготовка, припасенная, чтобы перебить негативный для России информационный фон в Мюнхене. И дело тут даже не в выступлении Петра Порошенко (о нем – чуть ниже). Хотя Ангела Меркель не намерена отказываться от Минских договоренностей, особого оптимизма у нее они не вызывают. А ее публично высказанные намерения обсудить с Путиным кибер-атаки и фейки "из России с любовью" вряд ли радуют хозяина Кремля. Вице-президент США Майк Пенс был более красноречивым, отметив, что Россия должна нести ответственность за действия в Украине, а США остаются последовательными в своей поддержке НАТО. Присутствие и активный переговорный процесс генсека Альянса Йенса Столтенберга только подтверждают, что НАТО рано списывать с внешнеполитических раскладов. Речь Пенса стала для Путина катализатором агрессии, поскольку администрация Трампа не оправдывает многочисленных российских надежд на сговорчивость.
Определенные опасения у официального Киева должна вызвать позиция Ангелы Меркель, речь которой носила в некотором смысле предвыборный характер. Бундесканцлерин будет непросто удержать свой пост, который она занимает уже более 10 лет, в противостоянии с выдвиженцем социал-демократов Мартином Шульцем. Экс-президент Европарламента способен внести континентальный контекст в ход выборов, поэтому Меркель уже сегодня нужны яркие победы. Урегулирование на Донбассе – наиболее очевидный вариант, поэтому Меркель поддержала "формулу Штайнмайера" о параллельном процессе уменьшения насилия и политического урегулирования.
Впрочем, нельзя сказать, будто Меркель полностью отказалась от Украины как союзника. Сама дискуссия в Мюнхене с участием десятков VIP-ов о будущем Запада, о стоящих перед миром вызовах, безусловно, важна и должна найти продолжение в решениях в ряде столиц государств мира. Однако именно в предпоследний уик-энд зимы стало понятно, что "полюс холода" снова пытается распространить свое влияние. "Паспортный указ" Путина стал вызовом не только для Украины, но и для Запада в целом. Москва использовала имеющийся у нее значительный опыт выстраивания отношений с непризнанными республиками, который теперь транслирует на восток Украины.
Петр Порошенко в своем пятничном выступлении в Мюнхене напомнил о событиях осени 1938 года, когда британский премьер Невилл Чемберлен "привез мир Европе", подчеркнув, что сегодня аппетиты России не ограничатся Украиной. Смысл этой аналогии – не допустить размена Украины на другие интересы Запада. По словам украинского президента, "Путин глубоко и искренне ненавидит Украину" и не видит ее на карте Европы, что, собственно, и нашло подтверждение в "паспортном указе". Порошенко подчеркнул, что попытки решать судьбу нашей страны без ее непосредственного участия не будут эффективными, и было бы очень неплохо, чтобы этот тезис услышали все участники Мюнхенской конференции.
Читайте также: Кремль ждет, что украинцы съедят себя сами: о новых переговорах по Донбассу
Парадоксально, но традиционный форум по вопросам безопасности в меняющемся мире так и не стал центром принятия адекватных решений. Более того - выступил лишь фоном для демонстрации очередного проявления геополитического самодурства Кремля. Отвечать на эти вызовы необходимо консолидировано, но Украина остается на переднем крае противостояния с Россией. При этом ей приходится в лучшем случае держать в уме западную помощь, преимущественно полагаясь на собственные силы.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA