Фотограф, основатель школы фотографии Виктор Марущенко считает, что причиной скандала с постановочным фото Дмитрия Муравского, которого впоследствии уволили с должности советника министра обороны, стала фотографическая безграмотность ряда критиков.
Об этом он рассказал в видеоблоге на ONLINE.UA.
"Ситуация довольно сложная. Если ее рассматривать экспертно, этот случай потянул за собой массу проблем, которые сегодня существуют в понимании фотографии. В целом это, наверное, наша фотографическая безграмотность и отсутствие образования. На самом деле, обвинение в том, что это постановка, абсолютно не имеет смысла – в истории фотографии очень много постановочных фото, которые вошли в перечень шедевров", - сказал он.
Также фотограф привёл несколько примеров таких фото. "Я могу назвать таких авторов, как Александр Гарднер – это еще времена Гражданской войны в США. У него там в кадре мертвый солдат, и он специально усилил фотографию тем, что передвинул туда ружье. После этого он до сегодняшнего дня считается фотографом-постановщиком", - пояснил он.
"Такими можно считать и классика документальной фотографии Августа Зандера, и Диану Арбус, у которых все персонажи позировали. Это и военные фотографии времен Второй мировой войны, тот же Евгений Халдей. Или, если брать Робера Капа, это фотография «Смерть республиканца», сделанная во время войны в Испании – в действительности, там никакой смерти нет, боец упал, потом поднялся и побежал дальше. Это все было установлено еще в 60-х годах", - сказал Марущенко.
"Тем не менее, эти фотографии являются символами, образами того времени. Если мы говорим о Второй мировой войне, то в истории есть две фотографии – это известная фотография Айзенштадта, когда матрос целует медсестру на Таймс-Сквер – она не постановочная. И постановочная фотография Евгения Халдея «Знамя над Рейхстагом». Ее даже можно считать не постановочной, а в большей степени инсценированной. Поэтому я думаю, что тут наши ребята, которые имеют претензии, наверное, перепутали постановку с инсценировкой", - отметил фотограф.
"Если говорить о фотографиях Муравского, там целая подборка их, и, если мы считаем, что они сделаны постановочно, или это были инсценировки, то, безусловно, это организованные кадры, где некоторые детали вставлены, взрывы сделаны искусственно и т.д. Но автор этих фотографий, Муравский, категорически отказывается от (того, что это была, — ONLINE.UA) постановка, он все-таки считает, что фотографии сделаны репортажно. Если он это докажет, вопрос сам по себе снимется. Но на сегодняшний день вопрос выглядит так: по оценке многих экспертов, взрывников и прочих, которые видели эти фотографии, они все-таки поставлены", - подчеркнул он.
"Но тут возникает следующая тема. Эти фотографии сделаны в условиях войны, военных действий. Во всем мире известно, что есть гражданская журналистика и военная журналистика. Гражданская, наверное, максимально должна приближаться к правде, а военная, все-таки, должна быть пропагандистской. И если мы вернемся ко Второй мировой войне, или даже к войне в Ираке, то сразу обратим внимание на то, что когда начинаются боевые действия, гражданская журналистика уходит в сторону, и ей на замену выходят военные корреспонденты, которые выполняют абсолютно другие функции. У них есть ряд правил: допустим, у американцев нельзя показывать трупы до их опознания. И весь визуальный ряд должен вдохновлять, воодушевлять, а не угнетать. То есть, фактически, вводится цензура", - подчеркнул Виктор Марущенко.
Напомним, что фото Муравского с Донбасса назвали лучшим снимком о войне в Украине в 2016 году. Позднее в сети разгорелся скандал: появились заявления о том, что фото - постановочное. Сам Муравский это отрицает. Отметим, что блог был записан до публикации решения об увольнении.