Было время, когда Россия могла манипулировать другими странами с помощью поставок природного газа. Она по-прежнему способна это делать, но угрозы сейчас менее эффективны, чем раньше. Национальная компания Украины «Нафтогаз» подтвердила в среду, что будет рассматривать вопрос о прямых закупках газа у российского гиганта «Газпрома» без посредничества со стороны Европейского союза. Готовность Украины вести переговоры напрямую является признаком растущей уверенности в себе, а также того, насколько Киеву - с помощью из Брюсселя – удается постепенно разрушать способность Москвы использовать поставки газа в качестве политического оружия.
Американская частная разведывательно-аналитическая компания Startfor рассказала о том, как Европа с участием Украины пытается сделать все, чтобы ограничить возможность России использовать поставки природного газа в качестве мощного оружия политического давления, и о внутренних европейских проблемах с внедрением проекта «Северный поток-2». Отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.
Деполитизация газа
Использование энергетики Москвой для влияния на политику не только в Украине, но и в других странах Центральной и Восточной Европы, которые импортируют российский газ, было постоянной темой в 2000-х и начале 2010-х годов. В ответ на это Европейский союз принял ряд инициатив, направленных на деполитизацию природного газа. Были созданы правовые условия, например, Третий энергетический пакет, который разделил владение природным газом, который идет по трубопроводу и владельцев трубопровода, и физическая инфраструктура - газовые интерконнекторы (газопроводы, - ред.) и трубопроводы - была построена так, чтобы газ мог транспортироваться более свободно по всей Европе.
Украина, которая не является членом Европейского Союза, отставала в развитии этой инфраструктуры, но сейчас она в большей степени уже её приняла. В настоящее время существует достаточно взаимосвязей между Украиной и ее западными соседями - Словакией, Польшей и Венгрией - чтобы Украина могла импортировать до 20-25 миллиардов кубометров природного газа в год из Восточной Европы. Хотя большая часть газа, который Украина покупает, до сих пор идет из России (отметим, что на данный момент Украина вообще не импортирует газ из РФ, - ред.), ее способность импортировать у своих соседей означает, что Россия больше не может потребовать от Украины гораздо более высокую цену, чем от других стран, потому что Украина может купить газ у них по более низкой цене. И, что немаловажно, Брюссель делает недействительным пункт российского договора с импортерами природного газа, который запрещает им экспортировать или продавать газ другим.
Кроме того, Европейский союз включил Украину (и Балканы) в свою более широкую инициативу Энергетического союза, которые Брюссель создал для расширения своих инициатив общего энергетического рынка на соседей не из Европейского союза. Украина постепенно принимала принципы и законы Третьего энергетического пакета.
В дополнение к развитию своей инфраструктуры, Киев также осуществляет меры по ограничению потребления природного газа, в том числе, по повышению эффективности зимнего отопления и использования большего количества угля для выработки электроэнергии. В 2011 году Украина потребляла 53,7 млрд кубометров природного газа. В 2015 году она потребила лишь 28,8 млрд куб. м, сократив импорт газа до 16,2 млрд куб м в 2015 году, из которых только 7 млрд кубометров непосредственно закупались в России (Украина импортировала 9,2 млрд кубометров через Европу). Эта тенденция продолжалось в течение всего 2015 года. Украина непосредственно не закупала газ у России с ноября 2015 года, даже во время худшего периода зимы 2015-16 гг, хотя она и вела переговоры о зимнем пакете с «Газпромом» в рамках трехсторонних переговоров (Украины, России и ЕС).
Теперь, когда эти изменения в основном реализованы, переговоры между «Нафтогазом» и «Газпромом» в большей степени будут финансово мотивированы и даже прагматичны, хотя политические отношения между Москвой и Киевом остаются крайне напряженными. У «Нафтогаза», возможно, даже есть преимущество, потому что ему не нужен газовый контракт, он просто отдает ему предпочтение. Но переговоры не обязательно будут гладкими. У обеих компаний есть ряд неурегулированных претензий, встречных претензий, незавершенных взаимных судебных исков друг против друга из-за прошлых отношений. К ним относятся и последние угрозы «Газпрома» подать в суд на «Нафтогаз» из-за увеличения платы за транзит природного газа в январе 2016 года.
Северный поток-2: Все еще разделенные
Хотя Европа полностью поддерживает инициативы по созданию общего энергетического рынка, предлагаемый Россией проект газопровода «Северный поток-2» приводит к противостоянию между его сторонниками, где Германия является самым сильным, и его восточными недоброжелателями в Европе, такими как Польша и Словакия. Проект предусматривает прокладывание газопровода через Балтийское море напрямую из России в Германию, в обход Украины и Восточной Европы. Германия выбрала путь рассмотрения проекта с чисто экономической и деловой точек зрения, в то время, как противники "Северного потока" расценивают это как предательство Берлином концепции Энергетического союза и создание непосредственных договоренностей с Россией, которые могут позволить Москве продолжать политизировать поставки газа.
С точки зрения стран Восточной Европы, «Северный поток-2» дает России больше возможностей для перекрытия поставок природного газа, чем без этого трубопровода. Исторически сложилось так, что российский природный газ шел через страны Восточной Европы, такие как Польша или Украина, на центрально-европейские рынки, в такие страны как Германия, и, несмотря на это, Россия дважды готова была отрезать природный газ всей Европе, чтобы наказать Украину. Для недоброжелателей проекта появление инфраструктуры, позволяющей напрямую поставлять природный газ в Германию ослабляет ограничения способности Москвы перекрывать поставки конкретно в Восточную Европу. Ранее перекрытие газа Восточной Европе также означало, перекрытие его Германии. Хотя страны Восточной Европы создали значительную инфраструктуру для торговли, она не совершенна, и они по-прежнему будут чувствовать значительный дефицит в случае существенного нарушения поставок.
По этой причине, восточные должностные лица Европы, в том числе словак Марош Шефчович, европейский комиссар по энергетике, были активными сторонниками агрессивного толкования законодательства ЕС, если трубопровод будет построен. Законодательство ЕС, однако, маловразумительно в данном случае. Германия придерживается той точки зрения, что ключевые части морской части трубопровода не должны быть построены с соответствием всем пунктам Третьего энергопакета, в то время как Шефчович утверждает, что Третий энергопакет должен распространяться на исключительную экономическую зону Европы, а не только ее территорию. Европейская комиссия официально не вынесла решения по этому вопросу, но в настоящее время обсуждает интерпретации. Если Брюссель решит интерпретировать применение Третьего энергетического пакета на шельфе, проект трубопровода может оказаться под угрозой. Такое решение потребует лишения права собственности на трубопровод - который в настоящее время более чем на 50% принадлежит «Газпрому» - у поставщика газа, которым, конечно, является Россия.
В разгар этого процесса, Германия пытается ослабить опасения своих соседей, и в среду немецкий министр экономики Герман Зигмар Габриэль обозначил три условия для получения одобрения Берлина: трубопровод должен соответствовать немецким нормам, не должен влиять на украинские трубопроводы и не должен ограничивать поставки природного газа в Восточную Европу. Хотя Берлин может пытаться ослабить напряжение по поводу спорного трубопровода, проблемой с точки зрения Восточной Европы является то, что следить за соблюдением последних двух условий после того, как трубопровод будет построен, будет сложно.
И хотя опасения по поводу трубопроводов и поставок природного газа ослабли, эти вопросы остаются ключевыми в большинстве политических дебатов в Европе по вопросам энергетической безопасности и останутся таковыми. Несмотря на политику единого рынка Европейского Союза, РФ неизбежно останется самым крупным поставщиком природного газа в регионе. В 2015 году Россия экспортировала 160 млрд кубометров природного газа в Европу в дополнение к 24 млрд кубометров, которые она экспортировала в Беларусь и Украину. Лишь пять стран – ни одна из них не находится в Европе – произвели так же много природного газа в этом году. Лучшее, что может сделать Европа, – это ограничить способность России манипулировать поставками газа в политических целях.
Ничего из этого, однако, не умаляет того факта, что целесообразность использования природного газа в качестве политического рычага стала гораздо менее мощной, и что Украина и другие страны добились значительного прогресса в разработке вариантов поставок газа. Действительно, увеличение прагматизма России и ее деловой подход к своим энергетическим переговорам с Европой - и теперь Украиной - указывают на сдвиг в мышлении Москвы о взаимосвязи между экспортом энергоносителей и её внешней политикой.