За прошедший месяц Кремль еще раз поднял градус в своей малоинтенсивной войне на востоке Украины. В сентябре 2015 года, когда Кремль решил вступить в сирийскую войну, он сократил насилие на Донбассе и сдержал местных бойцов, которые выступали против такого курса действий . До сентября нарушений режима прекращения огня было в среднем от 70 до 80 в день, прежде чем они сократились до 30-40.
В своей статье, перевод которой сделал ONLINE.UA, директор подразделения в Атлантическом центре Джон Хербст, который был послом США в Украине с 2003 по 2006 год, говорит о том, почему сейчас Украине как никогда нужна помощь Европы и США, а не давление по выполнению Минских договоренностей.
В то время Москве было ясно, что её операция в Украине безуспешна. Украина стабилизировала оборонительные рубежи; имело смысл сделать паузу, в то время как Кремль сосредоточил свое военное внимание на Сирии. Москва надеялась, что снижение насилия - но не полное прекращение огня - сможет убедить Евросоюз ослабить санкции в декабре. Эта уловка не сработала, и санкции были продлены на шесть месяцев.
С января ежедневное количество обстрелов на Донбассе снова подскочило до более чем 70. Кроме того, в течение последних шести недель пророссийские силы в регионе 73 раза нарушили режим использования оружия (хранение тяжелых вооружений в зоне запрещено соглашением о прекращении огня), в противовес 12 таким случаям со стороны украинских сил. Наблюдатели также отметили 88 танков, собранных на российской стороне линии прекращения огня вблизи Дебальцево.
Решение Москвы усилить военные действия на востоке Украины связано как с войной в Сирии, так и с ситуацией в Украине и Европе. До конца 2015 года операция Кремля в Сирии шла не так уж хорошо. Это правда, что вмешательство России быстро остановило отступление режима Асада, который стабильно сдавал территорию своим противникам в течение первых восьми месяцев 2015 года. Тем не менее, к концу прошлого года вмешательство Кремля помогло восстановить лишь 0,004% подконтрольной Асаду территории Сирии.
В январе, однако, ход битвы в Сирии начал меняться. Москва прибегла к ковровой бомбардировке слабых западных оппозиционеров и гражданских центров в пригородах Алеппо - тактика, которой она успешно пользовалась во время второй чеченской войны. Эта бомбардировка разгромила силы оппозиции, привела к массовым жертвам среди гражданского населения и заставила людей бежать из своих домов. Это позволило силам Асада захватить значительную территорию на подходе к Алеппо и усугубило кризис беженцев в Европе. Видя прогресс в Сирии, кульминацией которого в настоящее время стало прекращении огня, и увеличение давления на Европу, Москва решила, что она снова может повысить ставки в Украине.
Были и другие причины для такого решения Кремля. Цели Москвы в Украине не изменились с тех пор, как бывший президент Виктор Янукович сбежал в Россию в феврале 2014-го. Если РФ не может восстановить пророссийскую власть в Киеве, то будет дестабилизировать нынешнее прозападное руководство путем поддержания контроля в части Донбасса и военного давления на страну. Москва не видит недостатков в усилении военных операций.
К сожалению, реакция Запада на растущую агрессию Путина в Украине оправдала расчеты Москвы. Несмотря на явный рост нарушений режима прекращения огня со стороны контролируемых Россией территорий Украины, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и министр иностранных дел Франции Жан-Марк Айро отчитали Украину по вопросу выполнения её обязательств в рамках Минского процесса 23 февраля в Киеве. Штайнмайер публично заявил, что «мирный план, составленный в прошлом году в Минске между Германией, Францией, Россией и Украиной, застопорился, поскольку обе противоборствующие стороны нарушают режим прекращения огня и Киев не может принять ключевой избирательный закон».
Ключом к прекращению войны в востоке Украины является четкое понимание её происхождения и природы. Это не украинская гражданская война; это вовсе не негласная война, и ее возглавляет, финансирует и вооружает Москва. Оценки присутствия российских войск на Донбассе варьируются от нескольких сотен до десятков тысяч.
Самым главным, непосредственным обязательством Минских договоренностей было прекращение огня. С момента вступления в силу этих договоренностей 375 украинских военнослужащих были убиты и 1500 ранены. За тот же период Украина потеряла несколько сотен квадратных километров территории. Да, Украина взяла на себя обязательство принять закон о местных выборов для оккупированных Россией территорий, но они не могут проводиться до тех пор, пока продолжаются ежедневные нарушения режима тишины. Российские тяжелые вооружения остаются на оккупированных территориях и ставленники Москвы не дают миссии ОБСЕ свободного доступа ко всей подконтрольной им территории.
Самое лучшее, что канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд могут сделать прямо сейчас - это отметить увеличение насилия и призвать Путина его прекратить. Если насилие на Донбассе не закончится, они должны объявить о своем намерении рассмотреть продление санкций на встрече министров иностранных дел ЕС в марте. США тоже должны сыграть свою роль. Президент США Барак Обама должен предоставить Украине противотанковые ракеты до лета, если Кремль продолжит нарушать режим прекращения огня.