В 2017 Москва будет стремиться к углублению расколов среди своих западных противников. В условиях неопределенности относительно единства Запада против российского давления, граничащие с Россией государства, соберутся вместе, чтобы противостоять влиянию Москвы. Даже если американские и европейские «тяжеловесы» будут оказывать давление на Кремль в некоторых областях, противостояние между Россией и Западом будет продолжаться.
Такие прогнозы сделала американская частная разведывательно-аналитическая кампания Stratfor в своем новом отчете, полный текст которого есть в распоряжении ONLINE.UA.
Изменение политических потоков и растущий раскол между западными державами, которые до сих пор стояли плечом к плечу против России, предоставили возможность действовать Москве, которая стремится положить конец двухлетнему противостоянию с Западом. После революции в Украине в 2014 году вмешательство России на востоке страны и аннексия Крыма привели к ряду экономических санкций со стороны Соединенных Штатов и Европейского союза, которые до сих пор в силе. Сегодня как Россия, так и члены НАТО наращивают свои силы вдоль западных границ российского государства, а отношения между Москвой и многими западными державами находятся на самом низком уровне со времен холодной войны.
И хотя Россия заинтересована в ослаблении напряженности в отношениях с Западом, она не сдаст свои стратегические позиции в регионе путем ослабления давления на Украину или другие страны, расположенные вдоль ее границы, чтобы этого добиться.
В настоящее время, Запад остается достаточно единым в своих попытках сдержать действия России посредством санкций и переговоров по поводу украинского конфликта. В свою очередь, Россия пытается использовать рычаги давления на других театрах боевых действий, в том числе в сирийской гражданской войне, чтобы добиться более выгодных условий в своих переговорах по Украине и своим границам. Но у этой стратегии есть свои недостатки, и в последние месяцы Соединенные Штаты и Европейский союз начали говорить о расширении санкций против России из-за ее действий в Сирии.
Тем не менее, недавние события дали Москве надежду на прорыв в ее тупиковой ситуации с Западом. С приходом Дональда Трампа на пост следующего президента США Москва рассчитывает на администрацию, которая будет более благосклонно относиться к ее интересам.
Читайте также: Путин хочет поделить мир с Трампом: у Киева есть один способ не стать пешкой
Во время своей кампании Трамп пообещал улучшить отношения с Россией и предположил, что Соединенные Штаты могут не прийти на помощь союзникам по НАТО, которые не выполняют финансовых обязательств по обороне альянса. Трамп также дал понять, что будет стремиться ввести более протекционистские экономические меры и пересмотреть торговые соглашения – заявления, которые волнуют многих европейских партнеров Вашингтона.
В то время как эти комментарии могут быть просто предвыборной риторикой, Москва не упустила свой шанс, чтобы начать строить отношения с членами новой администрации. В средствах массовой информации Россия охарактеризовала результаты выборов как возможность для улучшения отношений с Соединенными Штатами.
Углубление европейского раскола
Тому, насколько быстро и в какой степени Вашингтон и Москва могут пересмотреть свои напряженные отношения, есть предел, и в 2017 году между ними, вероятно, все еще будут разногласия. Но неопределенность по поводу направления их отношений сеет сомнения среди союзников Вашингтона, которое Москва будет пытаться использовать в свою пользу. Беспокойство Европы из-за смены власти в Соединенных Штатах происходит именно тогда, когда континент оказывается более разделенным по целому ряду вопросов.
Националистические и популистские партии набирают вес в ряде ключевых стран Евросоюза. Вслед за решением Соединенного Королевства покинуть блок, «Национальный фронт» во Франции и «Движение пяти Звезд» в Италии пообещали провести референдумы по их собственному членству, если они придут к власти. Даже более умеренные партии в этих странах обещают ввести более протекционистские меры. С учетом намеченных на следующий год национальных выборов во Франции, Германии, Нидерландах и, возможно, Италии, продолжение солидарности в Европе - не данность.
Широкомасштабные управляемые Москвой кампании в СМИ вызвали вопросы Европы о своем будущем и постоянной поддержке Вашингтона. Россия также предоставила финансовую и политическую помощь (явную и тайную) некоторым политическим силам, которые сеют больше всего раздора на континенте, в том числе лидеру «Национального фронта» Марин Ле Пен и антиэлитарным партиям Италии «Движение пяти Звезд» и «Северная Лига».
Такие члены ЕС, как Австрия, Венгрия, Болгария и Италия настойчиво выступили против плохих отношений с Россией, но не были готовы блокировать решения о продлении российских санкций, которые должны приниматься единогласно. В прошлом Соединенные Штаты оказывали давление эти страны, чтобы они голосовали за сохранение санкций. Европейский союз может возобновить карательные меры в 2017 году, но со временем вопрос о них возникнет снова. Если давление США снизится и континентальные трещины будут углубляться, результаты этого голосования могут быть иными.
Заполнение вакуума
Если санкции против России будут сняты, более уязвимые государства на ее границах обратятся к другим державам или союзам для защиты от возможной агрессии Москвы. Германия является наиболее очевидным западным тяжеловесом, который может поддерживать давление на Россию. Традиционно позиция Берлина по отношению к России была более умеренной по сравнению с США и некоторыми более русофобскими европейскими государствами. Но, как самая влиятельная сила в Европе, Германия не может позволить России расширить свое влияние в соседних государствах, многие из которых сейчас являются частью Европейского союза.
Германия и Франция возглавляют переговоры с Россией по поводу Украины через так называемый Нормандский формат, хотя Соединенные Штаты также вели свою собственную линию переговоров с Москвой по конфликту. Берлин отказался идти на компромисс с Кремлем по Украине или санкциям, если Россия не добьется существенного прогресса в выполнении Минских договоренностей – плана, который направлен на окончание боевых действий в восточной части Украины.
Германия также все больше обеспокоена тем, что она считает вмешательством России в политику ЕС и ее растущим влиянием на средства массовой информации государств-членов блока, в том числе свои собственные. Летом в своем стратегическом документе «Белая книга» Германия изменила определение России с «партнера» на «конкурента». «Белая книга» также обвиняет Россию в открытой дискредитации европейской стабильности. В прошлом году немецкие спецслужбы активизировали свои усилия по борьбе с российской пропагандой и компьютерными шпионскими программами.
Но способность Германии принять более агрессивный подход к противодействию российскому влиянию ограничена. Немецкие политики разделились по поводу России: даже некоторые члены правящей коалиции выступают за улучшение отношений с Москвой. Учитывая национальные выборы, намеченные на 2017 год, канцлер Германии Ангела Меркель не захочет углублять этот раскол или вызвать враждебную реакцию со стороны России. И пока Германия будет занята попытками предотвратить развал Европейского союза в целом, Берлин также будет стремиться активизировать сотрудничество в рамках блока в ответ на глобальную неопределенность.
Читайте также Страна НАТО определилась, как ответить на вторжение войск Путина - The Guardian
Польше в центре внимания
По мере ослабления западного единства Польша будет становиться наиболее вероятным лидером противостояния российскому влиянию. Антироссийская позиция Польши, самого весомого государства на границе с Россией, пользуется поддержкой НАТО и Соединенных Штатов. В последние годы Польша уже не так очарована европейской интеграцией и поддержала идею Соединенного Королевства передать полномочия из центральных учреждений в Брюсселе к национальным парламентам стран Европы. Варшава будет более воинственной внутри блока, по мере его разрушения.
Но Польша не может вести войну против российского влияния в одиночку. В прошлом Варшава пыталась укрепить свои региональные союзы с помощью членства в различных организациях, таких как Вышеградская группа, которая также включает Словакию, Венгрию и Чехию. Тем не менее, милитаризация и координация между членами Вышеградской группы зашла в тупик, и Варшава опасается, что заигрывания Москвы со Словакией и Венгрией могут подорвать союз.
В будущем Варшава, скорее всего, будет добиваться координации между соседними странами, с подобной внешнеполитической ориентацией, такими как Швеция, страны Балтии, Румыния, Чехия и Украина. Польша уже выступала помехой российской агрессии в регионе, поддерживая финансовой и военной помощью ориентированное на Запад правительство в Украине, а также выступая против использования Россией газотранспортных сетей как политического оружия.
Более тесное сотрудничество может включать в себя политическую поддержку, обмен разведывательной информацией, антироссийскую кампанию в СМИ, энергетические связи и совместные военные учения, как под эгидой НАТО, так и вне ее. Соединенное Королевство является активным сторонником позиции Польши против России. Во время исторической встречи на высшем уровне 28 ноября между премьер-министром Великобритании Терезой Мэй и ее польской коллегой Беатой Шидло Лондон подтвердил, что он будет расширять свою военную поддержку Польше в следующем году. Британские военные пошлют 150 военнослужащих в Польшу в апреле чтобы укрепить восточный фланг НАТО против России.
Но у польского влияния есть пределы. Ее политический вес не может сравниться с такими гигантами ЕС, как Франция, Италия и Германия, которые менее враждебно относятся к России. Варшава не может сплотить блок для поддержания широких инициатив или изменить внешнюю политику, как это могут сделать Париж и Берлин. Кроме того, планы будущих военных наращиваний НАТО могут быть сокращены в случае потепления отношений между Россией и Соединенными Штатами.
В 2017 году вполне возможны попытки стран-соседей России противостоять ей под руководством Польши, но усилия Варшавы только расширят расколы в Европе, в конечном счете, работая на руку Москве. Россия не пребывает в иллюзии, что ее связи с Западом снова потеплеют, но отсутствие единого фронта против нее поможет Москве вновь обрести почву под ногами после более чем двухлетнего пребывания под мощным давлением Запада.