Поток фейковых новостей во время президентских выборов в США в этом году получил поддержку со стороны российской пропагандистской машины, которая создавала и распространяла недостоверные публикации в интернете, чтобы нанести ущерб кандидату от демократов Хиллари Клинтон, помочь республиканцу Дональду Трампу и подорвать веру в американскую демократию в целом. К такому мнению пришли независимые исследователи, которые следили за этой операцией.
О том, какую роль сыграла путинская пропаганда и распространяющие ее интернет-"тролли" и ресурсы в американской политике, президентских выборах и победе Трампа, написал журналист Крейг Тимберг в своей статье для The Washington Post, перевод которой сделал ONLINE.UA.
Российская тщательно разработанная пропагандистская машина - включающая ботов, группы оплачиваемых "троллей", а также сеть сайтов и аккаунтов в социальных сетях, - распространяла заявления правых сайтов по всему интернету. Там Клинтон описывалась как преступница, скрывающая потенциально смертельные проблемы со здоровьем и готовящаяся передать власть над американской нацией в руки тайной группе глобальных капиталистов. Эти действия также были направлены на то, чтобы подчеркнуть международную напряженность и способствовать формированию страха насчет надвигающейся ядерной войны с Россией.
Читайте также: Трамп пока не стал президентом, с ним еще не все решено - израильский политолог
Две группы независимых исследователей обнаружили, что россияне эксплуатировали технологические платформы американского производства для атаки на демократию в США в момент крайней уязвимости — когда кандидат-мятежник (имеется в виду Дональд Трамп, - ред.) использовал широкий спектр недовольства населения, чтобы получить место в Белом доме. Но упорство российской тактики может осложнить усилия Facebook и Google расправиться с фейковыми новостями, что они пообещали сделать после многочисленных жалоб на эту проблему.
Нет никакой возможности узнать, была ли российская кампания решающей при избрании Трампа, но исследователи изображают ее как часть широко эффективной стратегии, направленной на зарождение недоверия к американской демократии и ее лидерам. Тактика включала проникновение в компьютеры избирательных комиссий в нескольких штатах и обнародование полученных хакерами писем, которые скомпрометировали Клинтон в последние месяцы ее кампании.
"Они хотят существенно подорвать веру в правительство США или их государственные интересы, — сказал сотрудник Научно-исследовательского института внешней политики Клинт Уоттс, который вместе с двумя другими учеными следил за российской пропагандой с 2014 года. — Это была их стандартная установка во время холодной войны. Проблема заключается в том, что это было трудно делать, до появления социальных сетей".
Отчет об этой работе Уоттса и его коллег Эндрю Уесбурда и Дж. М. Бергера появился в этом месяце в блоге по вопросам национальной безопасности War on the Rocks, под заголовком "Троллинг для Трампа: Как Россия пытается разрушить нашу демократию". Другая группа под названием PropOrNot, в которую входят внепартийные исследователи внешней политики, военных и технологических особенностей, планировали выпустить в пятницу, 25 ноября, свои собственные находки, которые демонстрируют потрясающий охват и эффективность российских пропагандистских кампаний.
Исследователи использовали интернет-аналитику для отслеживания происхождения отдельных твитов и отображения связи между аккаунтами в социальных сетях, которые последовательно продвигали синхронизированные послания. Определение кодов сайтов иногда показывало, что у них один владелец. В других случаях, точные фразы или предложения поддерживались сайтами и социальными сетями в быстрой последовательности, сигнализируя о принадлежности к связанным сетям, контролируемым одним субъектом.
Отчет о результатах мониторинга PropOrNot, который был предоставлен The Washington Post, идентифицирует более 200 веб-сайтов, как регулярных разносчиков российской пропаганды во время избирательной кампании, суммарная аудитория которых составила, по меньшей мере, 15 миллионов американцев. На Facebook, по оценкам PropOrNot, истории, которые были намеренно запущены или продвигались дезинформационной кампанией, были просмотрены более 213 миллионов раз.
Исследователи пришли к выводу, что некоторые участники были частью пропагандистской кампании сознательно, в то время как другие оказались "полезными идиотами" — термин, рожденный во времена холодной войны, чтобы описать людей или институты, которые неосознанно помогали пропагандистским усилиям Советского Союза.
Российская кампания во время этой предвыборной гонки, по словам обеих исследовательских групп, использовала привлекательность для онлайн-сообщества новостей "волнующего" содержания — неожиданных и эмоционально сильных, — и популярные теории заговора о том, как тайные силы диктуют мировой порядок.
Читайте также: Путин будет делить Европу, а Трампа США разжуют и выплюнут - российский социолог
Некоторые из этих историй возникли на RT и Sputnik — финансируемых государством информационных российских ресурсах, которые имитируют стиль и тон независимых новостных организаций, но при этом иногда включают в свои сводки ложные и вводящие в заблуждение истории, говорят исследователи. В иных случаях RT, Sputnik и другие российские сайты использовали социальные сети, чтобы распространить уже циркулирующие в интернете недостоверные истории, заставляя новостные алгоритмы идентифицировать их как "трендовые" темы, которые иногда побуждали основные американские новостные организации их освещать.
Скорость и координация этих усилий позволили поддерживаемым Россией фальшивым новостям вытеснять традиционные новостные ресурсы в борьбе за аудиторию. Одни из первых и наиболее тревожных твитов после того, как Клинтон почувствовала недомогание во время мероприятия в память о трагедии 11 сентября в Нью-Йорке, например, были от российских ботов и троллей, обнаружили исследователи (Клинтон, отметим, лечили от пневмонии, и она вернулась к предвыборной кампании спустя несколько дней).
Затем в августе последовал разгул других вводящих в заблуждение историй о якобы плохом здоровье Клинтон. The Daily Beast развенчал одну из самых читаемых историй в статье, которая получила охват 1700 учетных записей на Facebook и была прочитана онлайн более 30000 раз. Но исследователи PropOrNot обнаружили, что версия, поддерживаемая российской пропагандой, достигла охвата 90000 аккаунтов на Facebook и была прочитана более 8 миллионов раз. Они заявили, что правдивая история The Daily Beast была "криком в ураган" ложных историй, поддерживаемых россиянами.
Эта пропагандистская машина также помогла распространить фальшивую историю о том, как одному из протестующих против Трампа заплатили тысячи долларов за участие в протестах. Это обвинение, первоначально сделанное самопровозглашенным сатириком, затем повторялось публично во время кампании Трампа. Исследователи обеих групп также отследили связь множества других ложных историй с российской пропагандой — фальшивые сообщения о перевороте на авиабазе Инджирлик в Турции и рассказы о том, как Соединенные Штаты собираются провести военную атаку и обвинить в ней Россию.
Последние недели кампании ознаменовались появлением большого количества историй о предполагаемых нарушениях на выборах, заявлений о подтасовке и потенциальном насилии в день выборов, если Клинтон победит, сказали исследователи.
"Поддержка Трампа этим пропагандистским аппаратом эквивалентна огромному количеству покупки места в средствах рекламы, — сказал исполнительный директор PropOrNot, который говорил на условиях анонимности, чтобы не стать мишенью для легионов квалифицированных российских хакеров. — Это было так, будто Россия создала специальный комитет политических действий для кампании Трампа… И это сработало".
Он и другие исследователи выразили обеспокоенность тем, что у правительства США очень мало инструментов для обнаружения или борьбы с иностранной пропагандой, и выразили надежду, что их исследования с подробным описанием силы российской пропаганды станут побуждением к принятию официальных решений.
Бывший посол США в России Майкл Макфол, сказал, что он был поражен откровенной поддержкой Трампа со стороны RT и Sputnik во время избирательной кампании; они даже использовали хэштег #CrookedHillary, который продвигал республиканский кандидат.
Макфол сказал, что российская пропаганда, как правило, направлена на ослабление противников и критиков. Победа Трампа, которую, по сообщениям, Путин и его союзники праздновали в Москве, возможно, была неожиданным бонусом этой операции, которая уже разожгла раздор в Соединенных Штатах. "Они не пытаются выиграть спор, — сказал Макфол, ныне директор Института международных исследований имени Фримена-Спольи Стэндфордского университета. — Это делается для того, чтобы все казалось относительным. Это своего рода призыв к цинизму".
Кремль неоднократно отвергал обвинения во вмешательстве в американские выборы или взломе серверов избирательных органов. "Это какая-то ерунда", — сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в прошлом месяце, когда чиновники США обвинили Россию в проникновении в компьютеры Национального комитета Демократической партии и других политических организаций.
Выводы о принципах действия российской пропаганды во многом повторяют предыдущие исследования Rand Corp. и школы Эллиотта Университета Джорджа Вашингтона по международным делам (GWU).
"Они используют наши технологии и ценности против нас, чтобы посеять сомнения, — сказал Роберт Ортунг, профессор GWU, который изучает Россию. — Это начинает подрывать нашу демократическую систему".
В докладе Rand, который назвал российские пропагандистские усилия "пожарным шлангом лжи" из-за их скорости, мощности и непримиримости, прослеживается связь нынешнего поколения пропагандистской работы страны в режиме онлайн к вторжению в соседнюю Грузию в 2008 году, когда Россия пыталась притупить международную критику ее агрессии альтернативным толкованием событий в интернете.
Та же тактика, говорят исследователи, помогла России сформировать международное мнение по поводу аннексии Крыма в 2014 году и военной интервенции в Сирию, которая началась в прошлом году. Российская пропаганда также работала на содействие "Брекситу" — выходу Великобритании из Европейского Союза.
Еще один важный момент, говорят некоторые исследователи, был в 2011 году — когда партию президента России Владимира Путина обвинили в фальсификации выборов, это вызвало протесты, в подстрекательстве которых Путин обвинил администрацию Обамы и тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон.
Путин, бывший офицер КГБ, объявил о своем желании "разрушить англосаксонскую монополию на глобальные информационные потоки" во время своего визита в центр вещания RT, ранее известный как Russia Today, в 2013 году.
"Для них, это настоящая война, идеологическая война, это столкновение между двумя системами, — сказал Суфьян Жемухов, бывший российский журналист, который занимался расследованием GWU. — В их понимании, они просто пытаются делать то, что делает Запад в России".
RT транслирует сводки новостей по всему миру на нескольких языках, но наиболее эффективным способом они достигают аудитории США онлайн.
Англоязычный канал RT на YouTube, запущенный в 2007 году, имеет 1,85 миллиона подписчиков и в общей сложности 1,8 миллиарда просмотров, что делает его более просматриваемым YouTube-каналом, чем CNN, согласно выпущенному в этом месяце отчету GWU.
Хотя он в значительной степени считается пропагандистским органом, российский сайт получил доверие некоторых американских консерваторов. Трамп дал RT интервью в сентябре. Кандидат на пост советника по национальной безопасности, отставной генерал-лейтенант Майкл Флинн, побывал в России в прошлом году на торжественном мероприятии канала. Позже он сравнил его с CNN.
Читайте также: Трамп все понял и даст Украине летальное оружие - сенатор США
Содержание российских сайтов становилось почвой для американских веб-ресурсов, проталкивающих ультраправые консервативные идеи. Бывший сотрудник такого сайта — Next News Network — говорит, что он получил указание от его создателя Гэри С. Франки-младшего, соединять вместе информацию из традиционных источников, таких как Associated Press и Los Angeles Times, с информацией RT, Sputnik и других СМИ, предоставляющих статьи, которые часто взрывным образом распространялись онлайн.
"Читатели более склонны делиться поддельными историями, и они приносят больше прибыли", — сказал Даян Бермио, который помогал писать сценарии новостей и приглашать гостей на Next News Network, до того, как ушел из-за спора по зарплате и опасений, что фейковые новости вытесняют реальные.
Только за последние 90 дней, — период, включающий заключительные недели кампании, в день выборов и после них - на YouTube-канале Next News Network количество зрителей подскочило от нескольких сотен тысяч просмотров в день до нескольких миллионов, по данным аналитической фирмы Tubular Labs. Только за октябрь видео Next News Network были просмотрены более 56 миллионов раз.
В заявлении по электронной почте, Франки сказал, что Next News Network добивается "глобальной перспективы", обеспечивая при этом комментарии, направленные на аудиторию США, особенно в отношении российской военной деятельности. "Понимание угрозы глобальной войны является первым шагом на пути к ее предотвращению, — сказал он, — и мы считаем, что наше освещение событий поможет предотвратить возможный сценарий Третьей мировой войны".