Саммит G-20 в китайском городе Ханчжоу уже привычно прошел под аккомпанемент фантастических предположений и удивительных версий. Однако многие из них весьма далеки от действительности. Например, Владимир Путин, который фактически заявил об уступках в вопросе будущих встреч с Петром Порошенко в Нормандском формате, будет выдавать визит в Китай за свою "победу".
Многие полагают, что «Большая двадцатка» - это что-то вроде мирового правительства, однако это не так. Простой критерий: принятие по итогам встречи коммюнике – согласованного информационного сообщения ее участников - лишнее тому подтверждение. Интересы двадцати ведущих государств мира слишком разновекторны, но их лидерам необходимо периодически встречаться, дабы, среди прочего, подтверждать собственную значимость и высокую степень воздействия на мировую политику, пусть и самыми общими словами.
Случилась ли в Ханчжоу #зрада в отношении Украины, ведь наших представителей на встрече в Китае не было? Полагаю, что нет, поскольку переговоры в Нормандском формате без участия Украины не состоялись, хотя Кремль пытался их организовать. Кстати, Ангела Меркель и Франсуа Олланд не только по очереди пообщались с Владимиром Путиным, но и провели встречу с Бараком Обамой, который при личном общении со своим российским коллегой дал понять, что санкции против России будут отменены только после воплощения в жизнь Минских договоренностей. Еще один нюанс: Обама и Путин обсудили вопросы кибербезопасности, что позволяет предположить, что в Вашингтоне не поверили оправданию Кремля относительно его непричастности к взлому базы данных Демократической партии.
Ангела Меркель подтвердила, что без Украины в Ханчжоу ее судьба не обсуждалась, а Франсуа Олланд выразил надежду на встречу в скором времени в Нормандском формате. И здесь начинается самое интересное: если Путин в общении с российскими журналистами выразил готовность разговаривать с Петром Порошенко и признал возможность проведения переговоров в «формате Нормандии» (после провокации с "украинскими диверсантами" в Крыму он от встреч с украинским президентом категорически отказывался), то пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков подчеркнул, что для подготовки этой встречи еще необходимо проделать немало работы. С высокой степенью уверенности можно сказать, что она не состоится до 18 сентября – дня проведения выборов в Государственную Думу РФ. Да и потом вероятность ее проведения не выглядит стопроцентной, многое будет зависеть от внутриполитических резонов российского руководства.
Владимир Путин попытался использовать проходивший в Китае саммит G-20 максимально прагматично. С одной стороны, ему это удалось – в Поднебесной не стали публично оспаривать сомнительные заявления российского президента, позволив ему сохранить лицо. Благодаря этому участие Путина в нынешнем саммите «Двадцатки» выглядело куда респектабельнее по сравнению с произошедшим два года назад конфузом в австралийском Брисбене. Там властелин Кремля практически не смог вписаться в формат и был вынужден покинуть встречу досрочно. На этот раз российская пропаганда понесет гражданам РФ и другим потребителям многочисленные месседжи о чрезвычайном успехе российского президента, в который раз переигравшего западных лидеров.
Секрет путинского «успеха» чрезвычайно прост: в отличие от своих коллег из США и ЕС, он практически не зависит от мнения избирателей. Путин не зависит от результатов выборов, поэтому может себе позволить делать ни к чему не обязывающие заявления о том, что саммит G-20 «прошел с душой», восстановление отношений с Анкарой проходит не так быстро, как хотели бы турецкие коллеги, а США остаются стратегическим партнером России в сфере безопасности.
Позволю предположить, что российская пропагандистская машина начнет в ближайшее время продвигать месседж о стратегическом успехе Путина на саммите в Ханчжоу, вот только найти ему объективное подтверждение будет непросто. Ну а украинской и европейской дипломатии предстоит сосредоточиться на восстановлении переговоров в Нормандском формате.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA