Отмена или ослабление экономических санкций является для России приоритетом внешней политики. На этом направлении Кремль сосредоточит масштабные усилия дипломатов и пропагандистов.
Следует понимать, что санкции – сильный, но ограниченный во времени инструмент воздействия на одну из стран мирового сообщества. В своем третьем санкционном пакете государства ЕС, по большому счету, прыгнули выше головы, хотя под санкции так и не попали российские углеводороды. Согласованные действия Запада заметно ухудшают состояние российских финансов, поскольку тамошние банки не имеют возможности кредитоваться у западных финансистов. Другие ограничения также достаточно болезненно отражаются на экономике РФ.
Барак Обама еще в марте продлил на год санкции против России, поставив нового американского президента перед необходимостью после избрания принимать решение о пролонгации или ослаблении ограничительных мер. Для принятия аналогичных решений участники Европейского Совета собираются дважды в год, и июльское заседание, если верить прогнозам его будущих участников, станет достаточно напряженным. 28 государств ЕС готовятся обсудить перспективы сохранения санкций.
Известно, что многие страны-члены ЕС несут потери как от санкций против России, так и от ее контрсанкций, выразившихся в отказе от покупки продуктов питания у европейских государств. Соответственно, тамошний бизнес хотел бы поскорее восстановить отношения с крупнейшим торговым партнером, просторы которого можно без устали заполнять поставками продуктов и высокотехнологичных товаров. Для российского руководства важно пробить брешь в единстве Запада по этому вопросу, причем не столько с целью получения товаров, сколько для использования этого факта в пропагандистских целях. Очевидно, что любое ослабление европейского единства в этом вопросе российская пропагандистская машина использует в своих интересах.
Освобождение Надежды Савченко было призвано продемонстрировать Западу, что с Путиным можно иметь дело. В Кремле отлично изучили психологию европейцев, поэтому освобождение украинской военнопленной преподносят в качестве триумфа собственного гуманизма. Вовсе неслучайно в Старом Свете наблюдался всплеск хорошо проплаченных призывов представителей тамошней элиты вернуться к диалогу с Россией. Ее высокопоставленные представители Владимир Путин и Сергей Лавров после обмена Савченко на ГРУшников посетили Афины и Будапешт соответственно, где провели диалоги со своими преданными партнерами.
Полагаю, что в Кремле хорошо понимают: отменить или ослабить санкции прямо в июле 2016-го не удастся. Европейская бюрократическая машина разворачивается слишком медленно. Зато уже в декабре агенты влияния России попытаются ослабить санкционное давление под предлогом уменьшения насилия на Донбассе. Далеко не факт, что к тому времени на востоке Украины установится хотя бы относительное затишье, но Россия постарается употребить все свое влияние для ослабления санкций. При этом Путин продолжает требовать от Украины конституционных изменений для закрепления особого статуса Донбасса и амнистии боевиков.
Что в этой ситуации делать Украине? Апеллировать к европейскому единству слишком хлопотно, осуществлять масштабные преобразования, способные изменить отношение ЕС, вряд ли возможно. Похоже, официальный Киев сделал правильный выбор, направляя в европейские столицы Надежду Савченко, способную рассказать об ужасах пребывания в российском плену. Этот элемент человеческого фактора необходимо использовать в украинских интересах.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA