Днем народного единства руководство России заменило годовщину Октябрьской революции несколько лет назад, дабы давать повод для массовых гуляний, привычных согражданам в начале ноября. На этот раз 4 ноября отметили открытием памятнику Владимиру Великому – киевскому князю.
Можно только представить, на каком уровне уделяется внимание возведению этого гигантского памятника, если его решили установить на Боровицкой площади – в охранной зоне Кремля как памятника исторического наследия ЮНЕСКО. Похоже, в Москве полны уверенности, что нынешняя глава ЮНЕСКО Ирина Бокова (родом из Болгарии) сумеет не допустить санкций международных культурных организаций против подобного самоуправства. Ведь установка 40-тонного памятника высотой 17,5 – не только непростая процедура с инженерной точки зрения, но и ответственный политический момент.
О повышенной ответственности свидетельствует и тот факт, что комиссию, подбиравшую создателей монумента, возглавлял архимандрит Тихон (Шевкунов), которого называют личным духовником Путина. Приложил руку к водружению фигуры Владимира у стен Кремля через Военно-историческое общество и министр культуры России Владимир Мединский, исторические воззрения которого вызывают нечто среднее между паникой и пренебрежением в академических кругах. Но это не помешало принять участие в церемонии открытия памятника Владимиру Путину и патриарху РПЦ Кириллу.
Читайте также: Маленький Владимир: Акунин хлестко высказался о путинской России
Российский президент «порадовал» мощным «историческим открытием», назвав князя Владимира «духовным основателем государства Российского». Причины подобного передергивания исторических фактов в свое время прекрасно пояснила российский исследователь Лилия Шевцова, почти два года назад отметившая в своей колонке для «Нового времени»: «Россия через всех своих царей, генсеков, постсоветских лидеров вела летоисчисление от Киева. Вы, украинцы, забираете Киевскую Русь, понимаете? Вы забираете у россиян тысячелетнюю легитимацию христианства и российского государства. И все это важнее, чем Россия экспансионистская». Поэтому Путину пришлось на время отодвинуть на задний план любимых исторических персонажей – Ивана Грозного, Петра Великого, Сталина, дабы перетянуть на российскую сторону Владимира Великого.
Убежден, что по мнению хозяина Кремля игра стоит свеч, поскольку позволяет поддерживать в обществе повышенный интерес к теме Крыма (на этот раз – через христианские ценности и фигуру Владимира Крестителя), перетянуть в российский пантеон одного из наиболее авторитетных киевских князей и продолжать насыщать общество представлениями о «великой России».
Но на самом деле несуразная фигура Владимира у стен Кремля – это демонстрация комплексов Владимира Путина, так и не справившегося с задачей подчинения Украины России, но потерявшего доверие Запада. России намного проще потратить 40 тонн бронзы на исполинскую фигуру князя, не имевшего никакого отношения к Москве (ее не существовало во время его жизни), чем создать собственный эффективный исторический миф и повысить свой авторитет на международной арене цивилизованными методами. Кремль в этом вопросе, как и во многих других, предпочитает брать голосом и деньгами, поэтому в свете последних международных событий можно ожидать появления у российского МИДа или Минобороны памятника Хафезу Асаду – покойному лидеру Сирии.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA