Наблюдатели очень боялись, что президент России Владимир Путин в августе этого года может начать небольшую региональную войну. Россия передвинула свои выборы в Государственную Думу на 18 сентября, и хотя только сторонникам Путина позволено выигрывать, у него есть склонность к "маленьким и победоносным войнам" для мобилизации своих людей.
Старший научный сотрудник Атлантического совета Андерс Ослунд в статье для сайта Atlantic Council, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказал о том, почему обвинения ФСБ и российского президента в попытке организации "терактов в Крыму" "украинскими спецслужбами" похожи на подготовку к активным боевым действиям, провел параллели с предыдущими войнами РФ и назвал регион, в котором она может развязать новую.
В 1999 году начало второй войны в Чечне предшествовало приходу Владимира Путина на пост президента. В августе 2008 года Россия напала на Грузию. В феврале 2014 года Россия начала аннексию Крыма, и этот шаг обрел популярность в стране. Участие РФ в сирийской войне было названо успехом. За последние два года экономика России находится в состоянии рецессии, что дает Путину все больше оснований для мобилизации своих соотечественников вокруг маленькой войны.
Август - лучшее время для военных действий Москвы, потому что те, кто принимает решения на Западе, ушли в отпуск. Строительство Берлинской стены была начато в августе 1961 года, вторжение в Чехословакию произошло в августе 1968 года, в августе 1991 года случился переворот в Москве.
Параллели с августовской российско-грузинской войной 2008 года поразительны. Этот конфликт начался одновременно с началом Олимпийских игр в Пекине. Завершался срок полномочий президента Соединенных Штатов, и в стране шла избирательная кампания. Россия готовилась к крупномасштабным военным учениям под названием "Кавказ-2008" на Северном Кавказе. Кремль обвинил Грузию в неправдоподобном нападении.
Читайте также: Крымское обострение: что задумал Путин
Война в августе казалась вполне вероятной по внутренним причинам, но где? На прошлой неделе стало ясно, что мишенью станет Украина. На выходных были зарегистрированы крупные передвижения российских войск с сотнями танков и тяжелой артиллерией на Донбассе и в Крыму. Они были частью больших российских военных учений под названием "Кавказ-2016".
6 августа российская марионетка, главарь "Луганской Народной Республики" Игорь Плотницкий был тяжело ранен (так в оригинале, отметим, что, по словам боевиков, травмы их главаря не слишком серьезны, - ред.) в результате взрыва бомбы в его автомобиле на территории оккупированного Россией Луганска. Украинская разведка обвинила в случившемся тех, кто ведет внутреннюю борьбу за власть в Луганске, в то время как Россия обвинила украинскую разведку.
В течение 6-7 августа российские войска сосредоточились в северном Крыму. Были созданы блокпосты и закрыты три контрольно-пропускных пункта, соединяющие регион с остальной частью Украины. Появились смутные российские сообщения с жалобами на "украинские вторжения". Президент Украины Петр Порошенко призвал украинские войска к состоянию повышенной готовности.
Потом Путин сосредоточился на дипломатии. 8 августа он провел в Москве встречу лишь с половиной из двенадцати постоянных членов его Совета Безопасности, вызывая предположения о ее крайней необходимости. Сразу же после этого Путин отправился в Баку, где встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Ирана Хасаном Рухани. 9 августа в Санкт-Петербурге он принял президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
10 августа Федеральная служба безопасности и Путин сделали громкие заявления. ФСБ, преемница КГБ, опубликовала на своем сайте заявление, в котором утверждает, что предотвратила "теракты", подготовленные спецслужбами Украины на ключевых объектах инфраструктуры в Крыму. Предполагаемая цель акции заключалась в "дестабилизации общественно-политической ситуации во время федеральных и региональных выборов".
Согласно сообщению, 6-7 августа была обнаружена группа "террористов", и один сотрудник ФСБ погиб в перестрелке. Несколько украинских и российских граждан были задержаны с двадцатью самодельными бомбами. В ночь на 8 августа (по версии российской пропаганд, - ред.) спецназ Министерства обороны Украины вместе с "террористическими группами" осуществили еще две попытки прорваться. В результате интенсивной перестрелки погиб один российский солдат.
До сих пор Россия не предоставила каких-либо доказательств, и эта часть Крыма была закрыта для посетителей. Украинские эксперты предполагают, что проблемой россиян, возможно, были дезертиры.
Официальное заявление последовало за официально спланированными "утечками" из правоохранительных органов в государственных СМИ РФ. Одно издание утверждало, что "диверсанты" якобы собирались взорвать крупный завод "Крымский титан"; другое намекнуло, что они намеревались взорвать вагон с крымскими "лидерами" по дороге из Симферополя в Ялту.
Очевидно бдительные и подготовленные, все силовые институты Украины в самых резких выражениях мгновенно опровергли свою причастность к названным событиям. Они заявили, что ничего не произошло, и что это заявление ФСБ было попыткой оправдать агрессию российских военных на временно оккупированной территории. Секретарь совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов назвал заявление "истерическим и лживым", и добавил, что "провокационный бред ФСБ является элементом гибридной войны, которую ведет Россия против нашей страны".
Более страшным было бескомпромиссное заявление Путина о том, что "Украина выбирает террор", и что Киев пытается спровоцировать конфликт с Москвой. Он добавил, что это "очень тревожная информация, действительно, наши спецслужбы предотвратили проникновение на территорию Крыма диверсионно-разведывательной группы Министерства обороны Украины. И, конечно, в этих условиях встречаться в нормандском формате - бессмысленно". Нормандская группа, которая осуществляет надзор за минским процессом, должна была собраться на предстоящей встрече G20 в Китае 4-5 сентября.
Путин продолжил: "Мы, конечно, сделаем всё для того, чтобы обеспечить безопасность объектов инфраструктуры, граждан, примем дополнительные меры по обеспечению безопасности, причём это будут серьёзные дополнительные меры: технические и не только".
Петр Порошенко ответил, что Путин "придумал теракты", чтобы пригрозить Украине. Именно Россия, сказал он, щедро финансирует терроризм в Украине.
Кажется, Путин выбрал время и место. Он сделал необходимое дипломатическое маневрирование. Его военные прибыли на места. Он сфабриковал казус белли (формальный повод для объявления войны, – ред.), который напоминает Гляйвицкий инцидент в 1939 году, предшествовавший нападению гитлеровской Германии на Польшу.
Принимая во внимание месторасположение российских войск, Кремль, возможно, хочет захватить давно обсуждаемый "коридор" из Мариуполя в Крым после того, как он не смог построить мост через Керченский пролив, делает вывод автор статьи (отметим, что украинские военные эксперты с 2014 года опровергали возможность формирования такого коридора, так как даже взятие Мариуполя принесет российским войскам огромные потери. Вместе с тем, с обострением в Крыму снова возник вопрос о такой угрозе, - ред.).