Глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил о готовности России прекратить поставки газа в Европу, если Украина начнет несанкционированный отбор "голубого золота". Заявление прозвучало достаточно громко, с нескрываемым стремлением испортить уик-энд европейскому истеблишменту. Чем в этой ситуации может ответить Украина?
Энергетическое оружие в большой политике Россия использует далеко не впервые, и заметно поднаторела в его применении. Если Владимир Путин в телефонном разговоре жаловался Ангеле Меркель на нежелание Украины покупать российский газ, то это означает, что в ход уже пошла тяжелая артиллерия, и страсти развернутся нешуточные.
Маленькое предисловие. На минувшей неделе Миллер не принимал участия в трехсторонних переговорах в Брюсселе, завершившихся безрезультатно. На них, как известно, глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев отказался от заманчивых, на первый взгляд, предложений российской стороны. Он настаивал на подписании дополнительного соглашения, которое позволило бы отказаться от существующего принципа "бери или плати" и снять финансовые претензии "Газпрома" за поставленный на территорию ОРДЛО газ. Как известно, уже год Украина не закупает напрямую российский газ, но при этом сумела без проблем пройти минувший отопительный сезон. Европейский Союз заинтересован в обеспечении бесперебойности транзита энергоресурсов, объемы поставок которых серьезно выросли в 2016 году. Отмечу, что углеводороды так и не стали предметом санкций со стороны ЕС. На Старый Свет и рассчитана агрессивная риторика Миллера.
Россия не впервые использует газовое оружие против Украины. В 2006 и 2009 годах газовые войны были не только развязаны Кремлем, но и позволили ему добиться собственных целей. Впрочем, только частично. Ни введение в 2006 году на украинский газовый рынок компании RosUkrEnergo, ни кабальный контракт 2009 года, благословленный тогдашними премьерами Тимошенко и Путиным, не позволили России полностью установить контроль над украинской ГТС. Зато позволили построить "Северный поток", стоимость которого перевалила за 10 миллиардов евро, и предлагать альтернативные варианты поставок газа в Европу. Да и установление контроля над "Белтрансгазом" Кремль может занести себе в актив. На этот раз Россия, по всей видимости, рассчитывает использовать не только особенности европейского восприятия ситуации, но и переходный период между президентскими администрациями в Вашингтоне.
Самое главное: ни тогда, ни сегодня "Газпром" не смог предоставить каких-либо убедительных доказательств срыва Украиной своих обязательств транзитера. Взрыв на газопроводе в Полтавской области весной 2014 года, на месте которого первыми оказались журналисты LifeNews, - слабый аргумент в серьезной дискуссии. Зато российская пропагандистская машина сработала максимально эффективно, доказывая европейским зрителям и читателям, что еще вот-вот - и наступит энергетический коллапс, ответственность за который несет Украина.
Сегодня вряд ли речь идет о попытке установить контроль над украинской газотранспортной системой, поскольку конъюнктура для этого неблагоприятна. Ситуация на энергетическом рынке Европы за несколько последних лет серьезно изменилась, появился фактор сланцевого газа, "Газпром" был вынужден пойти на серьезные уступки многим своим клиентам. "Нафтогаз Украины" и российская энергетическая монополия, как известно, выясняют отношения в Стокгольмском арбитраже. Цена вопроса - порядка 30 миллиардов долларов. Кроме того, "Газпром" рассчитывает протолкнуть идею строительства второй очереди "Северного потока", что позволит значительно уменьшить транзит украинской территорией. Вкупе с сооружением "Турецкого потока" и доступом к трубопроводу OPAL, который предоставила Европейская Комиссия, российская энергетическая монополия может получить выгодные для себя бонусы.
Читайте также: Ракетами по Путину: новая тактика Киева
Полагаю, что и концовка 2016-го, и начало 2017 года будут непростыми в части российско-украинских энергетических отношений. В этой ситуации главное, что требуется от украинской власти - внутренняя консолидация и нацеленность на результат. Запасы голубого золота в ПХГ не критически малы, и продержаться до весны Украина вполне в состоянии. Напомню, что в 2009-м объемы запасенного газа были еще выше, но давление со стороны ЕС и отсутствие взаимопонимания между командами Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко (вернее - их разновекторность с прицелом на президентские выборы) привели к энергетической капитуляции.
Убежден, что российская пропагандистская машина уже готовится к массированному промыванию мозгов европейскому потребителю информации. Противодействовать этому натиску украинской стороне необходимо асимметрично, причем понимая, что многие эксперты в украинском информационном пространстве будут играть на стороне "Газпрома".
Необходимы нелинейные шаги, такие как визиты иностранных журналистов на точки входа газа в Украину, сюжеты о работе "Укртрансгаза" и его готовности "вспомнить Алчевск", активная работа в социальных сетях и другие элементы гибридной информационной войны. Но самое главное - компетентные лица должны внятно и реалистично пояснить согражданам, что происходит с газом, какой будет ситуация, и чем грозят украинцам действия "Газпрома".
Евгений Магда, политический эксперт специально для ONLINE.UA