По мере того, как Запад все больше отвлекается на внутренние проблемы, Россия набирает силу в Восточной Европе. Возможно, наиболее явно это видно в Приднестровье - на отколовшейся от Молдовы сепаратистской территории, граничащей с Украиной, где недавние "президентские выборы" стали существенной политической встряской. Об этом, а также о том, как РФ Владимира Путина усиливает свои позиции в регионе, пишет американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor. Отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.
11 декабря на выборах в непризнанной "республике" действующий президент Евгений Шевчук проиграл спикеру парламента и стороннику Москвы Вадиму Красносельскому, который взял 62% голосов избирателей. Учитывая победу пророссийского кандидата (Игоря Додона, - ред.) на президентских выборах в ноябре в Молдове, победа Красносельского может стимулировать изменения в безвыходной ситуации, сложившейся между молдавскими и приднестровскими правительствами, а также в давних попытках России усилить влияние на своих соседей.
Стратегическое значение Приднестровья, где проживает 500 тысяч человек, намного больше, чем можно предположить, исходя из этой цифры. Когда в 1991 году распался Советский Союз, регион стремится отделиться от Молдовы, когда только ставшая независимой страна укрепляла связи со своими этническими и культурными родственниками в Румынии. Приднестровье, промышленный узел советской эпохи, в основном заселенный русскими и этническими славянами, сопротивлялось этому процессу. После краткой войны против Молдовы в 1992 году регион получил свою (непризнанную, - ред.) автономию с помощью российских военных.
Читайте также: Путин хочет поделить мир с Трампом: у Киева есть один способ не стать пешкой
За прошедшие десятилетия регион Приднестровья оставался стабильно независимым от Молдовы, что усугубило напряженность в отношениях между Россией и Западом, поскольку Кремль продолжает оказывать военную и политическую помощь отколовшейся территории. Когда в 2009 году к власти в Молдове пришла коалиция, выступающая за связи с Европой, эта напряженность только усилилась, особенно когда правительство в Кишиневе начало стремиться к более тесной интеграции с Европейским союзом. Россия ответила введением экономических ограничений в отношении Молдовы, а переговоры о политическом статусе Приднестровья остановились.
Но недавние выборы в Приднестровье и Молдове в ближайшее время могут привести к возобновлению переговоров. Главным предвыборным обещанием Красносельского было достижение урегулирования продолжающегося конфликта с Молдовой, и избранный молдавский президент Игорь Додон также выразил свою готовность к переговорам (Шевчук, для сравнения, предпочел оставить отношения Тирасполя с Кишиневом без изменений, но из-за постоянных экономических проблем и повсеместной коррупции он впал в немилость избирателей Приднестровья и Кремля). Додон пообещал встретиться с Красносельским в ближайшие недели, и из-за глубоких связей обоих политиков с Москвой, Кремль может выразить большую поддержку мирным переговорам, чем это было при Шевчуке.
Тем не менее, есть несколько препятствий, которые могут помешать серьезному прорыву в решении приднестровского конфликта в ближайшем будущем. С одной стороны, молдавские политики все еще разделены в вопросе того, каким должен быть статус территории – у Додона с прозападным парламентом и премьер-министром по этому вопросу нет консенсуса. На неразрешенный конфликт обратил внимание и Красносельский, отметив после победы на выборах, что "не все зависит от президента в Кишиневе".
Между тем, Россия будет осмотрительна, чтобы не дать переговорам продвигаться слишком быстро. С точки зрения Москвы, любая сделка, которая предполагает сокращение или вывод российских войск из Приднестровья, вероятно, не рассматривается, так как Кремль хочет защитить свою военную позицию в регионе. Москва также хочет сохранить свою роль в качестве основного арбитра в конфликте.
Двойные изменения в руководстве, тем не менее, дадут Приднестровью и Молдове возможность сделать важные тактические коррективы в их отношениях. Дружеская связь между Красносельским и Додоном вдохнет новую жизнь в переговорный процесс, включая вопросы торговли, транзита и трансграничной миграции. В результате экономические связи между страной и отколовшейся территорией, вероятно, улучшатся, по мере ослабления торговых барьеров между Кишиневом и Тирасполем (а также Кишиневом и Москвой) в будущем году. Впрочем, Молдова вряд ли полностью вернет Приднестровье, учитывая сопротивление этой идее со стороны России, Москва может сделать более скромные изменения в политическом статусе региона.
Читайте также: Путин признал, что ядерная война стала ближе - западные СМИ
Выборы в Приднестровье также будут иметь серьезные последствия для Восточной Европы. Нарастающие проблемы в Европейском союзе и смена власти в Соединенных Штатах создали для России шанс заполнить пустоту, оставленную рассеянным и разделенным Западом.
Страны по всей Евразии будут вынуждены пересмотреть свои отношения с Вашингтоном, Брюсселем и Москвой, приспосабливаясь к впечатлению, что Запад будет принимать менее активное участие в некоторых региональных вопросах. И, судя по избранию пророссийских президентов в Приднестровье и Молдове, кажется, что Кремль воспользовался возможностью спокойно расширить свое влияние на Запад.