Путин возвращает Россию в прошлое и разрешит мужьям безнаказанно бить жен - The Economist
Категория
Мир
Дата публикации

Путин возвращает Россию в прошлое и разрешит мужьям безнаказанно бить жен - The Economist

Путин возвращает Россию в прошлое и разрешит мужьям безнаказанно бить жен - The Economist
Источник:  The Economist

Нужно ли считать преступлением, когда муж бьет свою жену? Во многих странах этот вопрос больше не обсуждается. Но не в России, где Госдума проголосовала на этой неделе за декриминализацию бытового насилия в отношении членов семьи, если это не повторное нарушение, или оно не привело к серьезным медицинским повреждениям.

Издание The Economist в статье, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказывает о том, как в России выполняют принятые Госдумой законы, и подчеркивает, что это может привести к большим злоупотреблениям.

Новшество стало частью курса государства на возвращение к традиционным ценностям в период третьего президентского срока Владимира Путина. Это обнажило глубокие линии разлома. Многие россияне сейчас разделяют либеральные взгляды на права человека, а другие придерживаются противоположных убеждений.

Активисты предупреждают, что безнаказанность легитимизирует насилие. "Российских граждан в целом пытаются убедить, что семейное насилие – это не преступление", – заявил Андрей Синельников из центра по предотвращению насилия "Анна".

Споры начались в 2016 году, когда власть декриминализировала побои - самую легкую форму нападения, согласно действующему российском законодательстве. Россия является одной из трех стран в Европе и Центральной Азии, где нет законов, конкретно ориентированных на домашнее насилие. Их рассматривают на одном уровне с другими формами нападения, игнорируя тот факт, что супруги и дети более уязвимы, чем другие жертвы. Но когда побои были декриминализированы в июне прошлого года, Дума решила сделать исключение для семейного насилия, предусмотрев за него два года максимального наказания, как за преступление по расовым мотивам.

Читайте также: Можно ли обнимать ребенка, если он против: в сети набирает популярности новый мем

Это порадовало общественные организации, но Русская православная церковь была в ярости. Писание и российские традиции, заявила церковь, считают "разумное и любящее использование физического наказания неотъемлемой частью установленных самим Богом прав родителей". Между тем, консервативно настроенные слои общества были обеспокоены тем, что родителям может грозить тюрьма. Они утверждали, что неправильно более сурово наказывать за избиение ребенка родителей, чем соседа.

Под давлением таких людей депутаты выдвинули законопроект, согласно которому, за первый случай побоев, не вызвавший длительных последствий, предусматриваются штраф в размере 30000 рублей (около 502 долларов), общественные работы или 15-дневный арест. Также преступление возвращают в сферу "частных обвинений", когда жертва отвечает за сбор доказательств и возбуждение дела. Повторные преступления будут уголовно наказуемы, но только если они произошли в течение года после первого, давая агрессору возможность бить семью раз в год.

Спикер Думы Вячеслав Володин считает, что законопроект поможет построить "крепкие семьи". Второе чтение законопроекта 25 января получило 385 из 387 голосов. Ожидается, что он пройдет третье чтение и будет подписан Владимиром Путиным (напомним, законопроект уже принят в третьем чтении Госдумой РФ, - ONLINE.UA).

Он ударил меня, это не было похоже на поцелуй

Анна Жавнерович не согласна с тем, что терпимость к домашнему насилию способствует созданию крепкой семьи. Жавнерович, журналистка из Москвы, жила со своим парнем в течение нескольких лет, они собирались расписаться. Однажды вечером в декабре 2014 года разговор зашел о возможном расставании, и бойфренд начал избивать ее. Девушке удалось добиться его наказания лишь после того, как юристы, которые прочитали ее блог в интернете, пришли на помощь. "Люди думают, что с ними такого случиться не может, – сказала Жавнерович. – Они хватаются за иллюзию безопасности".

Домашнее насилие глубоко укоренилось и в российской культуре. Старая русская пословица гласит: "Бьет – значит любит".

"Насилие - это не просто норма, это наш стиль жизни", – говорит Алена Попова, сторонница законов против насилия в семье. Масштабы этой проблемы трудно измерить, но, согласно данным МВД России, 40% насильственных преступлений случаются в семье. Более 70% женщин, которые звонят на горячую линию центра "Анна", никогда не сообщают о побоях в полицию. Практика частного обвинения, которая вынуждает жертв проходить все бюрократические препятствия самостоятельно, разубеждает многих. "Это круги ада, которые продолжаются до бесконечности", – говорит Наталья Туникова, которая безуспешно пыталась привлечь к ответственности человека, насилию которого, по ее словам, она подверглась.

Тем не менее, понимание проблемы растет, отчасти благодаря народным усилиям. "Идея, что "это ее вина", больше не воспринимается", – говорит Жавнерович. В Украине и России в прошлом году  прошел флешмоб в социальных сетях под хэштегом #ЯНеБоюсьСказати, где тысячи людей рассказали свои истории о насилии.

Российские ультраконсерваторы тоже не боятся говорить. Сенатор Елена Мизулина, известная продвижением законов против "гей-пропаганды", выдвинула эти инициативы, заявив, что "женщины не обижаются, когда видят мужа, избивающего свою жену". Но сторонники декриминализации также утверждают, что семейные дела не касаются государства. "Семья – это деликатная среда, в которой люди должны разобраться сами", – говорит Мария Мамиконян, глава движения "Родительское Всероссийское Сопротивление", которое собрало тысячи подписей, поддерживающих эту меру.

В стране, травмированной коммунизмом, где государство когда-то вмешивалось во все дела, и у людей не было практически никакой личной жизни, такие замечания вполне понятны. Часть протестов против законов о домашнем насилии порождены не лишенными смысла опасениями, что у коррумпированной полиции и судебной системы России будет больше власти над семейной жизнью людей. В то время как критики утверждают, что взгляды консерваторов возвращают страну к периоду "домостроя" – набора бытовых правил, популярных во время правления Ивана Грозного, – Мамиконян возражает. Они отстаивают не "восстановление средневековья", говорит она, а просто возвращение к ценностям "европейской цивилизации 19-го и 20-го веков". Однако для многих российских женщин это звучит как гигантский шаг в прошлое.

Читайте также: Россия поклоняется мертвецам и не может простить Украине одной вещи - Антин Мухарский

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?