Главная цель российской внешней политики заключается в ликвидации западного сопротивления агрессии Москвы в Украине. Но многие из тактик РФ неуклюжи и обречены на провал. И поэтому не удивительно, что Европейский союз, скорее всего, в очередной раз продлит срок действия санкций.
В своей статье "Путин пытается запугать Европу, чтобы избавиться от санкций" для издания Newsweek, перевод которой сделал ONLINE.UA, бывший посол США в Казахстане и Грузии Уильям Кортни и старший научный сотрудник Центра трансатлантических отношений Джона Хопкинса Майкл Хальтзель рассказали о провальных попытках президента России Владимира Путина запугать Запад и провели параллели между нынешним поведением Москвы и попытками Советского Союза бороться с развертываниями НАТО в 1980-х.
Некоторые в Европе не очень довольны жесткими санкциями, введенными в ответ на агрессию России на востоке Украины, особенно в финансовом и энергетическом секторах, ведь они наносят ущерб экономическим интересам в странах, где действуют.
Однако, в прошлом месяце в Японии лидеры G-7 – включая премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, президента Франции Франсуа Олланда, канцлера Германии Ангелу Меркель и премьер-министра Италии Маттео Ренци – их поддержали. Санкции связали "с полной реализацией Россией Минских соглашений и уважением суверенитета Украины".
Чтобы добиться освобождения от западных санкций, Кремль ведет кампанию искажения и запугивания общественности, направленную на раскол между Европой и Америкой и между самими европейцами.
Есть тревожные признаки поддержки ослабления санкций, например, от ведущих немецких социал-демократов и Сената Франции, который в среду поддержал в необязывающем голосовании резолюцию, призывающую к "постепенной и частичной" отмене санкций; вдобавок к этому, ходят удручающие слухи, что правое правительство Венгрии может попытаться блокировать консенсус, необходимый для продления ограничительных мер, на саммите Европейского союза в этом месяце. Но в целом усилия России ослаблены внутренними противоречиями.
В чем Москва допустила ошибку? Считая европейцев слабыми, беспринципными и доверчивыми, Кремль вызывает у них злость и тревогу своей войной в Украине и связанной с ней пропагандой. Подобная ошибка в начале 1980-х годов помешала Москве достичь своей главной внешнеполитической цели – отговорить НАТО от развертывания ракет средней и малой дальности (РСМД) в Европе в противовес советским ракетам СС-20.
Как заметил Марк Твен, «история не повторяется, но часто рифмуется». Как это показывает политика Москвы по ракетам в 1980-х годах и сегодня в Украине:
В 1980-е годы советские пропагандисты надеялись ослабить приверженность Великобритании и Западной Германии к развертываниям НАТО ракет, подвергнув жесткой критике премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер и западногерманского канцлера Гельмута Коля. Сегодня российские пропагандисты поддерживают выход Великобритании из Европейского союза, против которого выступает Кэмерон; они критикуют Ангелу Меркель; а во Франции поддерживают популистского лидера Марин Ле Пен, которая выступает против Олланда.
В 1980-е годы советская война в Афганистане и поддержка военного положения в Польше подорвали усилия Москвы склонить Запад к сворачиванию его ракетного плана. Теперь попытка Москвы ослабить санкции Запада подрывается её поддержкой неоднократных нарушений режима прекращения огня на востоке Украины (условия Минских соглашений) и военными тактиками запугивания в регионе Северных и Балтийских стран.
Атаки на пассажирские авиалайнеры сыграли свою роль как тогда, так и сейчас. В 1983 году, за два месяца до того, как РСМД должны были быть развернуты, Советский Союз сбил корейский Boeing 747, в результате чего погибли 269 человек. В 2014 году над Украиной, российские войска или их доверенные лица сбили малайзийский самолет рейса MH17, в результате чего погибли 298 человек. В обоих случаях Москва не показала раскаяния, тем самым ужесточая отношение Запада.
В ноябре 1981 года президент США Рональд Рейган предложил ликвидацию ракет средней дальности в Европе в рамках «двухвекторной» политики развертывания ракет наряду с переговорами об исключении их необходимости в принципе. НАТО провело развертывания РСМД в конце 1983 года, но спустя четыре года был заключен договор, воплощающий «нулевой вариант» (изначальную концепцию ликвидации размещенных в Европе ракет среднего радиуса действия, – ONLINE.UA). Сегодня двухвекторная политика НАТО направлена на полную реализацию Минских договоренностей и, вместе с тем, укрепление безопасности и экономическую помощь Украине и укрепление военного потенциала Альянса в Центральной Европе и Северных и Балтийских странах Европы, где в обсуждения НАТО недавно впервые были включены министры иностранных дел Финляндии и Швеции.
В то же время надежные переговоры по РСМД были важны для сохранения единства НАТО по развертыванию ракет. Сегодня, настойчивость Запада насчет реализации Минских договоренностей – независимо от их недостатков – имеет жизненно важное значение для сохранения европейской поддержки санкций.
В начале 1980-х годов западное единство было сложным из-за разногласий по поводу передачи технологии в СССР для строительства крупного газопровода из Сибири в Европу, а также плана Рональда Рейгана по разработке средств защиты от баллистических ракет дальнего радиуса действия, что нарушило бы условия договора по противоракетной обороне. Сегодня у Запада нет внутренних разногласий сопоставимого уровня, из-за чего Кремлю сложнее переломить консенсус.
Эти факторы, вместе взятые, противодействуют цели Москвы ослабить западное сопротивление агрессии России в Украине. Пропаганда и дезинформация Russia Today и Sputnik, по всей видимости, не особо эффективны. Тем не менее, повышенное давление левоцентристов и националистов в Европе могут ослабить поддержку санкций. Запад должен приложить все усилия, чтобы сохранить единую позицию по ним.
Более широкое общественное мнение может быть более стойким. В середине мая исполнитель из России, который считался фаворитом в популярном песенном конкурсе Евровидение проиграл артистке из Украины (Джамале, - ред.). Россияне возмутились, заявив, что своим голосованием другие европейские страны политизировали конкурс. Возможно, в этот раз это была не российская паранойя. Никто не любит агрессоров.