Европейский Союз должен гарантировать, что он ведет эффективную политику по отношению к востоку И заключать соглашения, которые стимулируют более тесную интеграцию и сотрудничество с этими странами - единственный способ реализации такой политики. Выражаясь очень просто, ее проявление - это Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вместе с имеющимися соглашениями с другими странами Восточной Европы
В своей статье для European Council on Foreign Relations шведский политик и дипломат, экс-глава МИД Швеции и один из создателей "Восточного партнерства" Карл Бильдт призвал Нидерланды голосовать «за» на референдуме по вопросу ассоциации ЕС с Украиной и рассказал, почему это пойдет на пользу Европе.
В ходе обсуждения перед проведением консультативного референдума в Нидерландах, который состоится 6 апреля, силы, объединившиеся против Соглашения об ассоциации Украина-Евросоюз говорят "нет" всему этому, не предлагая никакой альтернативы. Они хотят, чтобы у Евросоюза не было политики по отношению к востоку - вероятно, потому, что они не хотят никакого Европейского Союза вообще.
Это опасная иллюзия - полагать, что мы могли бы просто изолировать себя от проблем на востоке Европы, и заявить, что это «далекие страны», о которых мы мало знаем. Суматоха и конфликты в регионе непременно оказывают влияние на нас в ЕС, не только с точки зрения огромного количества беженцев, но и с точки зрения угрозы для мира и стабильности в Европе.
Украина является крупной и значимой европейской страной, хотя и со сложной, а иногда даже спорной историей. С исторической точки зрения, сегодняшняя Россия берет свои истоки в древней Киевской Руси, но в течение последующих веков эти две страны разошлись в своем развитии, с западным влиянием, очевидно намного более сильным в Украине.
История Украины в советский период была трагической. Она чрезвычайно пострадала в периоды массового голода и террора при Сталине, и вместе с Беларусью приняла на себе разрушительный натиск Гитлера.
С распадом Советского Союза, перед Украиной встала задача создания собственного независимого государства, но на протяжении времени, прошедшего с тех пор, картина была неоднозначной.
С одной стороны, положительной, резко контрастируя с тем, что мы видим в России, в каком-то смысле Украина твердо держала курс на демократический путь. С отрицательной стороны, она не смогла провести необходимые реформы, которые помогли процветанию другим бывшим советским странам. К западу от Урала, Украина в настоящее время конкурирует с Молдовой за звание худшей части бывшей Советской империи.
Но давление в вопросе проведения реформ нарастало в стране, его двигало молодое поколение, желающее увидеть полный разрыв с советским прошлым ради будущих свободы и интеграции с другими демократиями Европы.
Оранжевая революция в 2004 году была явным выражением этого, хотя её стремления не были выполнены. Тем не менее, украинское руководство с тех пор стремилось к более тесному сотрудничеству с Европейским союзом, чтобы увеличить экономическую выгоду за счет торговли, и дать импульс и вдохновение процессам реформ.
Когда ЕС запустил проект "Восточное партнерство" в 2008 году, была предпринята попытка придать больший вес восточному измерению и восточной политике добрососедства Евросоюза и дать этим странам такую же возможность сотрудничества с ЕС, которая была предложена России.
Долгое время восточную политику Союза можно было лучше всего охарактеризовать словами «Россия прежде всего».
Амбициозные Соглашение о партнерстве и Договор об ассоциации с Россией существовали с 1994 года, политика четырех основ сотрудничества была запущена в 2003 году, а в 2009 году она даже переросла в возможное Партнерство для модернизации. Мы рисовали потенциальное будущее, в котором может быть свободная торговля от Лиссабона до Владивостока. Было два саммита каждый год между ЕС и Россией - больше, чем с любой другой страной.
К сожалению, руководство России постепенно начало движение в другую сторону. Сегодня вы вряд ли услышите слова о мировой модернизации в Москве, и акцент там, скорее, делается на барьеры в отношениях с Европой и внешним миром.
Но это был их выбор, разумеется, - не наш.
Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС было парафировано еще в 2012 году, и было полностью совместимо с существующими договоренностями о свободной торговле между Украиной и Россией. У Мексики есть соглашение о свободной торговле с США и ЕС, а у Сербии - и с ЕС, и с Россией.
Но очевидно, что Кремль опасается демократического и реформаторского духа Киева и решил сделать все, что потребуется, чтобы прекратить сотрудничество Украины с ЕС, которое было и остается столь важным в этих усилиях. Это то, что лежит в основе нынешнего конфликта, который перерос в российскую военную агрессию направленную на Крым и Донбасс в Украине.
Если Европейский Союз отвернется от Украины и расторгнет договор – чего так хочет сторона «Против» в голландском референдуме - нет сомнений в том, что это будет способствовать дальнейшей российской дестабилизации и агрессии против Украины. Вместо того, чтобы двигаться шаг за шагом по пути реформ и демократической стабильности, Украина рискует спуститься в конфликтную зону глубокой нестабильности.
Краткосрочными последствиями для Европы в случае дальнейшей нестабильности в Украине вполне может быть большое количество беженцев. Уже насчитывается около 1,5 миллиона внутренне перемещенных лиц внутри Украины из-за российской агрессии на востоке страны. Если Россия дестабилизирует Украину еще больше, существующие перемещенные лица и многие другие, весьма вероятно, начнут двигаться дальше на запад.
В долгосрочной перспективе следствием этого, почти наверняка, будет более ревизионистская и милитаристская Россия. К чему это приведет нашу Европу завтра, я боюсь, можно только догадываться.
Безусловно, Украине необходимо время, чтобы протолкнуть свои реформы и вернуться на путь к росту, который мы увидели после глубоких преобразований, произошедших в Польше или трех странах Балтии два десятилетия назад. Как демократия, Украина, скорее всего, пройдет через различные правительства и проблемы в этом процессе. Неизбежно будут взлеты и падения.
Украина является страной таланта и потенциала, которая много может дать Европе в целом. Украина со стабильной демократией и растущей экономикой будет активом для всех нас - и я уверен, что со временем она также послужит источником вдохновения для реформ, которые России рано или поздно придется начать.
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС выполнено в лучших европейских традициях свободной торговли и демократического сотрудничества. Очевидно, что в наших общих интересах, приступить к его реализации.