Россия может получить "бессрочные" санкции за незаконную аннексию Крыма в 2014 году, поскольку Москва вряд ли когда-либо передаст захваченную территорию обратно Украине.
Об этом во вторник, 16 августа, в эфире американского канала CNBC сказал Крис Уифер, старший партнер аналитической фирмы Macro Advisory в сфере экономики и политики. ONLINE.UA сделал перевод статьи, посвященной громкому заявлению.
"Наше однозначное мнение: связанные с Крымом санкции будут продолжаться неопределенный срок, поскольку очевидно, что его не собираются возвращать (Украине), если этот вопрос зависит от России", - сказал он.
Вместе с тем, по мнению Уифера, Кремль, на самом деле, волнует лишь одно ограничение, приносящее ущерб – это ограничения в финансовом секторе. "С приближающимися сентябрьскими парламентскими выборами и, несмотря на некоторую стабилизацию все еще плохой экономики, демонстрация сил в Крыму (имеется в виду обострение с так называемыми "украинскими диверсантами", - ред.) и того, что Россия готова отстаивать свои интересы – это хорошая внутренняя политика".
Санкции, которые волнуют Россию
Когда Россия незаконно вторглась в Крым в начале 2014 года, международное сообщество отреагировало на то, что в ЕС назвали "преднамеренной дестабилизацией соседнего суверенного государства" путем введения в отношении РФ ограничительных мер, которые все еще сохраняются.
Санкции включают замораживание активов и ограничение свободы передвижения в отношении должностных лиц и предпринимателей, которые, как считается, были вовлечены в аннексию Крыма, а также запрет на импорт товаров из Крыма и на туристические услуги.
Россию также быстро обвинили в поддержке последующего пророссийского "восстания" (так авторы статьи называют войну на Донбассе и вторжение туда российских войск, - ред.) в восточной Украине. Она отвергла обвинение, но ЕС и США позже в 2014 году решили ввести дополнительные экономические санкции нацеленные на (и, самое главное, изолирующие) российский финансовый сектор, энергетику, технологии и сектор обороны, также ограничив торговлю в этих областях.
Именно эти санкции, которые были гораздо более широкими и разрушительными для российской экономики, чем те, которые связаны исключительно с Крымом, в немалой степени привели к резкому снижению российской экономики в 2015 году на фоне последующего оттока капитала.
"Вы должны различать два блока санкций, - отметил Уифер. – Если речи идет о крымских санкциях, то они никуда не денутся, но мы смотрим на (эти отдельные) секторальные санкции, которые влияют на технологический сектор, нефть и финансовый сектор, и из этих трех, те, которые касаются финансового сектора, являются наиболее важными".
"Когда они были введены, был почти полный запрет кредитным организациям вести дела с Россией. Стоило только упомянуть санкции в финансовом секторе с участием США, и все бежали, куда глаза глядят, и, таким образом, они нанесли непропорционально больше вреда. Поэтому это единственные санкции, на которые (в плане их отмены, - ред.) нацелен Кремль, по крайней мере, в отношениях с европейцами, где вопрос по санкциям будет решаться в январе, а затем он надеется, что США последуют (за решением ЕС, - ред.)".
Евросоюз связал свои санкции с успешной и полной имплементацией Минских договоренностей, и они были продлены на шесть месяцев в июле на фоне продолжающихся перестрелок с участием пророссийских боевиков на востоке Украины. Эти санкции продлятся лишь до января 2017 года, однако, и в Москве есть надежда, что именно эти, самые разрушительные, санкции не будут продлены, говорит Уифер.
"Сейчас, безусловно, у России есть надежда, что Европа начнет делать некоторые уступки, особенно в отношении санкций в финансовом секторе. Они являются наиболее разрушительными, они сдерживают восстановление экономики, и это важный шаг, который должен произойти, прежде чем мы начнем говорить о прекращении этого спада в российской экономике и ее движении вперед", - подчеркнул эксперт.
Капиталовложения
Несмотря на надежды Москвы, что ЕС может быть готов к смягчению ограничений, прекращение экономических санкций основывается на успешной реализации Минских соглашений - договоренностей о прекращении огня между Украиной и Россией, которые были заключены при посредничестве Германии и Франции.
Однако сейчас соглашения выглядят более хрупкими, чем когда-либо, на фоне увеличения напряженности в Крыму и на Донбассе, и обе стороны обвиняют друг друга в неспособности реализовать свою часть условий договоренностей и провоцировании нового конфликта.
Обеспокоенные международные наблюдатели призывают к сдержанности, и в понедельник, министр иностранных дел Германии встретился со своим российским коллегой, чтобы "призвать всех к деэскалации". Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва примет "исчерпывающие меры, чтобы убедиться, что любые попытки совершить вторжение на нашу территорию пресекаются в зародыше", - сообщает Deutsche Welle.
Но Уифер также сказал, что у обеих сторон есть причины для активизации напряженности.
"Москва разочарована Минским процессом, она видит, что он зашел в тупик, она обвиняет Германию и Францию в том, что они не оказывают достаточного давления на Порошенко, чтобы провести местные выборы на востоке (имеется в виду оккупированный Донбасс, - ред.)", - сказал он в эфире CNBC.
"Можно быть циничным в отношении ситуации в Крыму и сказать, что, хотя это явно не в интересах Москвы, чтобы ситуация переросла в бой, так же, как это и не в интересах Украины, но обе страны заинтересованы в том, чтобы вопрос опять встал на повестку дня", – добавил он.
"Порошенко ждет денег (пакет финансовой помощи – ред.) от МВФ, которых пока нет, и он обеспокоен тем, что ЕС смягчает свою позицию в отношении России. То есть, она (Украина) обеспокоена, что её оттеснили в сторону из-за Москвы, а Москва опасается, что прогресс происходит слишком медленно, поэтому в интересах обоих поднять статус и напряжение, но при этом не перегнуть палку".