Инициатива Кремля по строительству обходного газопровода "Северный поток-2" может создать проблемы Украине как транзитеру российского газа. Однако в Европе могут отказаться от инвестирования в строительство второй ветки газопровода, отдавая себе отчет в том, что он выгоден только России. Москва, кажется, этого фактора не учитывает.
Об этом пишет Forbes в статье, перевод которой сделал ONLINE.UA.
Несмотря на возражения антимонопольных органов Польши, Россия продолжает настаивать, что будет строить "Северный поток-2" по дну Балтийского моря (и в обход территории Украины, - ONLINE.UA), даже если ей придется сделать это в одиночку. Трубопровод будет проходить рядом с уже существующим "Северным потоком". И если он будет построен, Украина может потерять перспективы в качестве транзитера российского газа в Европу.
"Уже сейчас Россия меняет свой традиционный транзит через Украину на "Северный поток", – сообщил Андрей Коболев, генеральный директор компании "Нафтогаз Украины". – Если посмотреть на цифры потребления газа в Европе в расчете до 2020 года, становится очевидно, что с появлением "Северного потока-2" и строительством еще одной ветки газопровода "Турецкий поток", украинский транзит российского газа в Европу снизится до нуля".
"Нафтогаз" – это украинская дверь "Газпрома" в Европу. Украина в настоящее время не импортирует российский газ для собственного потребления, но она получает компенсацию за транспортировку газа "Газпрома" по трубопроводам, которые проходят через всю украинскую территорию. По оценкам правительства, деньги, полученные от России за этот транзит, составляют значительную часть украинского бюджета. Если их больше не будет, это станет большой проблемой для украинской экономики.
Читайте также: Украина одержала важную победу в войне с Россией
"Газ, который идет в Европу через Украину, по-прежнему принадлежит "Газпрому", – сказал Коболев в телефонном интервью из Лондона в эти выходные. – Россия является нашим партнером. Но эти трубопроводы взаимозависимы. С одной стороны, мы хотим сохранить "Газпром" в качестве клиента, и они по-прежнему нуждаются в нас, чтобы попасть в Европу. С другой стороны, все карты у России. Потому что, если "Северный поток-2" будет построен, им уже не нужен будет наш трубопровод, или они будут использовать его значительно меньше".
"Нафтогаз" и Украина сейчас завязаны в правовом споре по поводу платы за транзит. Их иск в отношении российского энергетического гиганта "Газпрома" является самым крупным арбитражным делом, которое когда-либо слушалось в Международном суде в Стокгольме.
При администрации Дональда Трампа в Белом доме очень маловероятно, что Вашингтон будет обеспокоен тем, какую опасность для Украины представляет "Северный поток-2".
Европейский союз, в том числе Ангела Меркель в Германии, под давлением собственных нефтяных гигантов, по-видимому, смягчили позиции по новому балтийскому трубопроводу. Такие компании, как Shell и Basf утверждают, что трубопровод необходим для обеспечения поставок российского природного газа в Северную Европу. Страны Южной Европы жалуются, что это выгодно северу. Теперь у них будет и турецкий газопровод, который быстро превращается в "Турецкий поток" и "Турецкий поток-2". Даже если бы потребление в течение следующего десятилетия увеличилось вдвое, как вписывается Украина в качестве поставщика российского газа?
Со своей стороны, "Нафтогаз" в настоящее время работает над заключением энергетических торговых соглашений с ЕС, чтобы обе стороны удерживали Украину в качестве транзитера в будущем. Но пока нет ничего конкретного.
Журнал Foreign Policy в среду процитировал Тима Боерсма из Центра по глобальной энергетической политике Колумбийского университета, который считает, что вторая газовая линия – это не конец для Украины.
"Когда "Северный поток" был закончен, он не оказался геополитической катастрофой, – сказал он. – История показала, что большинство опасений и распространяемой геополитической паники оказались напрасными".
Но на этот раз все может быть иначе.
Украина и Россия враждуют с февраля 2014 года. Именно тогда пророссийский президент Виктор Янукович сбежал из Киева во время Евромайдана. Эта революция была в поддержку сближения Украины с Европейским Союзом. В Кремле это расценили как сближение Украины с НАТО. Россия отреагировала – она захватила Крымский полуостров и поддержала сепаратистское движение на востоке Украины (а потом ввела войска на Донбасс, - ONLINE.UA), за что получила санкции со стороны Брюсселя и Вашингтона.
Затем некогда дружественные страны направились в Стокгольмский арбитраж. В зависимости от того, что решит арбитражное слушание, Россия и Украина либо улучшат отношения, либо разрушат их еще больше.
Читайте также: Сколько стоит российский газ: в Украине объяснили на пальцах
На прошлой неделе Европейская комиссия выпустила свой второй доклад о состоянии Энергетического союза. Согласно отчету, ЕС подтвердил свои цели по сокращению выбросов парниковых газов, повышению энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии к 2020 году.
Но, как предупреждал много раз Сийбрен де Йонг, эксперт Гаагского центра стратегических исследований по вопросам российского газа, "Северный поток-2" для этого не является необходимостью. В докладе даже не упоминается второй трубопровод Балтийской трубопроводной системы для энергетической безопасности.
"Проект способствует только диверсификации маршрутов для "Газпрома", поскольку он стремится найти способы снизить свою зависимость от Украины и укрепить доминирование компании на немецком газовом рынке за счет повышения своей на нем доли до более, чем 50%", – говорит де Йонг. С учетом того, что "Северный поток" уже является основным маршрутом, еще один такой же трубопровод будет означать, что более половины российского газа в Европу поступает из Балтийского моря.
Многие из сильных мира сего отказываются от сделки. "Газпром" или уже является основным владельцем проекта, или близок к этому. В конечном итоге, Европейская комиссия может отказаться от трубопровода, если они увидят, что местные компании отказались от капиталовложений в проект.
Россия говорит "Нафтогазу": "Не паникуйте. Это чистый бизнес".
Коболев так не считает. Он задается вопросом, почему "Газпром" и его партнеры настолько заинтересованы в аренде шведских гаваней в Балтийском море, а не используют калининградские. Было бы дешевле, чем платить Швеции, и если бы они обновили российские порты – это было бы благом для тамошней экономики.
"Это имело бы смысл с точки зрения рынка, и, несомненно, также снизило бы затраты на реализацию проекта, – говорит де Йонг. – Такие действия отлично вписались бы в стратегию российского правительства стимулировать местное производство. В конце концов, проект "Северный поток-2" – это чистый бизнес, не так ли?"
Читайте также: Россия пошла на новую газовую игру с Украиной: стали известны цифры