Россия готовится к новой войне с Украиной? Возможно - западные СМИ
Категория
Мир
Дата публикации

Россия готовится к новой войне с Украиной? Возможно - западные СМИ

Россия готовится к новой войне с Украиной? Возможно - западные СМИ
Источник:  The National Interest

Россия готовится к новой войне в Украине? По мнению некоторых из лучших аналитиков, специализирующихся на этом регионе, ответ на этот вопрос – возможно.

В своей статье "Готовится ли Россия к войне?" для издания The National Interest, перевод которой сделал ONLINE.UA, журналист Дэйв Маджумдар, специализирующийся на вопросах защиты национальных интересов представил мнения ведущих аналитиков, которые объясняют, почему Россия начнет или не начнет войну.

Некоторые из аналитиков, как и бывший редактор The National Interest, доктор Николас Гвоздев, в настоящее время глава кафедры экономической географии и национальной безопасности в Военно-морском колледже США, предполагают, что Москва может готовиться к военным действиям в Украине. Гвоздев, которого попросили обосновать такой тезис для обсуждения в Центре национальных интересов (неправительственная политологическая организация в США – ред.), отметил, что он выступает как частное лицо, используя материалы, находящиеся в открытом доступе.

Саймон Сараджян, директор проекта по вопросам России в рамках Белферовского центра Гарвардского университета сделал встречный аргумент, объясняющий, почему новое наступление Москвы в Украине весьма маловероятно.

Подготовка к войне

"Россия, возможно, начинает усиленные сборы, и готовится к военным действиям", - сказал 13 сентября Гвоздев в Центре национальных интересов. "Это происходит сразу же после неожиданных российских учений. В течение нескольких последних лет в таких учениях задействовано все больше людей, все больше техники. Говоря простым языком – это целиком общегосударственные учения".

Именно реальный масштаб российских внеочередных учений беспокоит правительства западных стран, сказал Гвоздев. Эти огромные мероприятия обычно включают в себя более 100 000 военнослужащих всего спектра военных сил. Кроме того, целый ряд российских правительственных учреждений принимают в них участие. "Каждый раз, когда вы проводите учения, вы получаете ряд преимуществ, – сказал Гвоздев. – Становится труднее различать учения и мобилизацию или подготовку к атаке".

Кроме того, чем чаще российские силы практикуют такие массовые мобилизации, тем более искусным становится Кремль крупномасштабных операциях. Действительно, Гвоздев сказал, что есть достаточно оснований полагать, что российские войска, уходя из районов развертывания, оставляют заблаговременно складированные запасы. Это помогло бы российским силам быстрее занимать позиции, снижая до минимума риск обнаружения во время фактической операции.

Использование учений в качестве прикрытия для подготовки к реальной военной операции не беспрецедентное явление. Во время холодной войны доктрина Советского Союза призывала инсценировать массовые военные учения, чтобы обеспечить прикрытие для подготовки удара по силам НАТО. Более того, это было одной из причин, почему советское руководство ошибочно приняло учения Able Archer 1983 года за начало упреждающей атаки НАТО на страны Варшавского договора. Другие примеры включают Войну Судного дня 1973 (четвёртая арабо-израильская война – ред.), когда египетские силы провели ряд массовых учений, прикрывая свою подготовку к пересечению Суэцкого канала. "Постоянное проведение учений дает возможность застать потенциального противника врасплох", – сказал Гвоздев.

Почему Москва нападет

Есть много причин, по которым Россия хотела бы ударить по Украине или странам Балтии, сказал Гвоздев. Он отметил, однако, что военные действия России не будут, вероятно, происходить по сценарию Фульдского коридора, когда сотни тысяч советских танков и пехоты вторглись в Западную Германию. Скорее всего, военные действия России в сегодняшних условиях будут гораздо более ограничены по своим масштабам и будут иметь гораздо больше нюансов в исполнении. Российская операция может попытаться изменить баланс сил в Украине или захватить небольшие участки территории или пограничных постов в странах Балтии, чтобы проверить решимость США и НАТО, сказал Гвоздев.

Одна из причин, по которым Москва может пойти в наступление, это то, что Кремль считает, что Евросоюз не будет оказывать никакого значимого давления на украинское правительство, чтобы выполнять их сторону Минских соглашений. "Россия может решить в течение следующих нескольких месяцев, что на Украину не будет оказано никакого давления, чтобы она их (Минские соглашения - ред.) выполнила", - сказал Гвоздев. Кроме того, не видно в Европе не видно особенного желания отменить санкции в отношении России.

Гвоздев отметил, что Россия сталкивается с проблемой времени – чем дольше санкции остаются в силе, тем слабее ее позиция, в то время как Украина становится относительно более мощной. Действительно, Киев мог бы использовать стратегию, аналогичную хорватской во время распада Югославии – сейчас принять статус-кво и восстановиться, чтобы позже нанести ответный удар и отбить утраченные территории. "Россия могла бы сделать что-то решающее, чтобы изменить баланс того, что происходит в Украине, если к концу года она почувствует, что ослабления санкций со стороны европейцев не будет", - сказал Гвоздев.

Кроме того, президентские выборы в Соединенных Штатах могут также быть фактором, который учитывает Кремль. Администрация Обамы уже постепенно покидает офис – большое количество штатных сотрудников уже ушли. После выборов в ноябре новая команда будет готовиться занять офис, но еще некоторое время займет подбор новых штатных сотрудников, когда новоизбранный президент даст присягу 20 января 2017 года. Россия могла бы воспользоваться беспорядком во власти США в течение переходного периода. "Если предпринимать какие-то действия, то сейчас самое время это делать", - сказал Гвоздев.

Иногда учения это просто учения

Делая контраргумент, Сараджян утверждал, что Россия не намерена в ближайшее время идти на войну. Российские военные - как и все военные силы по всему миру, - готовится к войне, потому что в этом и заключается их задача.

Российские военные должны быть готовы защищать обширные территории России против целого ряда возможных угроз. Эти угрозы варьируются от беспорядков внутри собственных границ на Кавказе до предотвращения возникновения враждебных гегемонистских держав на периферии. В крайнем случае, Россия также должна подготовиться к защите от обычной угрозы равного ей уровня. "Генералы должны быть готовы к любому сценарию, в том числе наихудшему, который бы означал тотальную войну, - сказал Сараджян. - Это не значит, что они хотят воевать или хотят начать эту войну".

Сараджян говорит, что, хотя это правда, что учения служат предпосылкой к войне, это не всегда так. Действительно, Россия использовала их для прикрытия передвижения войск перед российским вторжением в Грузию 2008 года, кампанией в Крыму и недавней сирийской авантюрой Москвы. Тем не менее, такие ситуации относительно редки.

У России действительно нет никаких оснований для применения силы в Украине на данный момент – Сараджян считает, что текущий замороженный конфликт служит стремлениям Кремля. Несмотря на несколько улучшенные возможности украинских военных, если бы Россия действительно чувствовала, что на карту поставлены ее жизненно важные интересы, Кремль мог бы раздавить зарождающиеся силы Киева и с легкостью продвинутся к польской границе. Как подчеркивает Сараджян, в распоряжении Украины есть, возможно, 60 000 военнослужащих, в то время как российские войска могут собрать около миллиона солдат.

Москва могла бы просто ошеломить Киев, если бы Кремль действительно считал, что на карту поставлены интересы его национальной безопасности. Даже тогда, Россия, скорее всего, не хотела бы занимать Украину – Кремль, вероятно, разрушил бы способность Киева вести войну, сказал Сараджян. В любом случае, это, скорее всего, бессмысленно, потому что украинские силы не станут существенно лучше, чтобы представлять реальную угрозу для Кремля, до конца года – периода, который является окном для российского вторжения, сказал Сараджян.

Чтобы начать войну, Россия должна действительно считать, что ее жизненно важные национальные интересы находятся под угрозой. Единственное действие Запада, которое могло бы спровоцировать подлинный военный конфликт с Москвой – это попытка отрезать Россию от мировой финансовой системы. "Как сказал российский министр, исключение из SWIFT будет равносильно объявлению России войны ", – сказал Сараджян.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?