До упоминания народного депутата Андрея Артеменко на страницах New York Times как одного из авторов плана по нормализации российско-украинских отношений он не блистал политической активностью. Впрочем, полностью проигнорировать "план Артеменко" нельзя, поскольку он является одним из элементов давления на Украину.
Бывший бютовец в Киевсовете, а теперь уже и бывший радикал (соратника Олега Ляшко исключили из фракции за несанкционированную внешнеполитическую активность) утверждает, будто стал рупором группы коллег-парламентариев. Дескать, предложил уже бывшему советнику Дональда Трампа по вопросам национальной безопасности Майклу Флинну перспективу урегулирования конфликта России и Украины. Если учесть, что 24 декабря Андрея Артеменко допрашивали в Генеральной прокуратуре, предположим, что там он назвал имена своих соучастников. Упоминание вскользь фамилии Валентина Наливайченко, давшего понять, что он передал заокеанскому Минюсту компромат на Петра Порошенко, вряд ли заслуживает внимания: бывший председатель СБУ и второй номер УДАРа уже год находится на подтанцовке у Юлии Тимошенко.
Часть наблюдателей полагает, что "план Артеменко" написан не без участия Леди Ю, которая таким образом решила реализовать свои политические интересы. Кто-кто, а Тимошенко всегда пыталась договариваться с Москвой, поэтому идея отказа от Минских договоренностей и референдума об аренде Крыма на срок намного длиннее горизонта мышления украинских политиков для нее – практически беспроигрышный вариант. Юлия Владимировна способна горячо убеждать сограждан в правильности практически любого сценария развития событий, хотя сегодня лидер "Батькивщины" продолжает барражировать над процессом, ожидая возможности для нанесения единственно возможного удара.
На "план Артеменко" среагировал и Павел Климкин, что выглядит довольно неожиданным. Если учесть, что в прессе стали активно муссировать еще и "план Манафорта", появление которого выглядит отвлекающим маневром от сложностей Дмитрия Фирташа, несложно догадаться, что подобные предложения будут появляться в информационном пространстве и впредь. Стоит напомнить об инициативах Виктора Пинчука и Василия Филипчука, уже сыгравших свою роль в процессе зондирования общественного мнения. Вкупе с заявлениями российских официальных лиц, эти действия позволяют прийти к очевидному выводу.
Россия намерена обеспечить сохранение за собой Крыма и сокращение западных санкций, представляющих для нее проблему. Лыком в строку этому процессу стали попытки Надежды Савченко своим присутствием на оккупированном Донбассе легитимизировать боевиков. Такие попытки, на первый взгляд, малоэффективны, но это, скорее всего, - только часть комплекса инициатив. В Кремле хорошо понимают степень заинтересованности Запада в прекращении вооруженного конфликта на востоке Украины, поэтому будут постоянно играть на этом. Россия намерена в ручном режиме регулировать степень напряженности и температуру противостояния на Донбассе, одновременно предлагая украинским официальным лицам забыть о Крыме. Возможно, за отдельную плату.
Читайте также: Кремль ждет, что украинцы съедят себя сами: о новых переговорах по Донбассу
Эффективно противостоять этой тактике Кремля можно только одним путем: в кратчайшие сроки разработав и приняв стратегию возвращения Донбасса и Крыма, написанную в таких формулировках и утвержденную на столь высоком государственном уровне, чтобы ни у кого и мысли не возникало, что Украина может отказаться от кусочка своей территории. В противном случае провокационные планы будут и дальше подрывать доверие к власти, выступая в роли катализатора для очередной масштабной #зрады.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA