На первый взгляд действия России после аннексии Крыма в 2014 году выглядят как свидетельства возрождающейся власти в международной системе. Увеличение военных расходов, бесцеремонное вмешательство на Ближнем Востоке и непосильная внешняя политика – все это напомнило миру о том, что Россия сохраняет влияние на мировой арене.
Однако, за уровнем военной активности времен холодной войны и нарушениями международных законов скрываются фундаментальные проблемы, которые будут препятствовать продвижению России вперед, пишет Якоб Шарп, стажер Инициативы Трансатлантической безопасности в Центре Брента Скаукрофта по международной безопасности при Атлантическом совете в статье для сайта Atlantic Council, перевод которой сделал ONLINE.UA.
Со времен Второй мировой войны страна была поражена демографическими проблемами, колебания цен на сырьевые товары и санкции нанесли ущерб экономике, а текущие тенденции в области расходов на оборону неустойчивы. На фоне суровой экономической реальности иллюзию возрождения России можно поддерживать не так долго, и руководителям НАТО следует принять это к сведению.
Всеобъемлющее присутствие НАТО в Прибалтике и более надежные меры обороны являются необходимыми и пропорциональными шагами в направлении создания серьезного сдерживающего фактора для защиты более уязвимых союзников Соединенных Штатов по соседству с Россией.
Россия, впрочем, не является такой экзистенциальной угрозой для Европы, какой был когда-то Советский союз, и к ней не нужно так относиться. Время не на стороне президента России Владимира Путина, и он не может слишком долго игнорировать фундаментальные недостатки в социально-экономической перспективе российского общества. Строительство подводных лодок и ядерного оружия не восстановит российскую экономику, и в конечном счете, может нанести ущерб достигнутому прогрессу восстановления роли России на мировой арене.
Читайте также: Путин может напасть на Украину через Беларусь, не спрашивая Лукашенко – Безсмертный
Инерциальный характер демографического давления делает его чрезвычайно сложной для решения проблемой, но также облегчает странам возможность делать прогнозы. Практически по всем расчетам, прогнозируемый прирост населения России в лучшем случае будет неподвижным. С развала Советского союза в 1991 года население России (несмотря на наличие свыше 9 миллионов иммигрантов) ежегодно сокращалось до 2013 года.
Сочетание пониженного уровня жизни, снижения числа женщин в возрасте от двадцати до тридцати лет и увеличения смертности ухудшили перспективы роста России. По подсчетам российского государственного статистического агентства Росстат, если тенденция сохранится, в следующие 35 лет население уменьшится на 20%. Это снижение в последние годы было немного приостановлено и даже в незначительной степени дало обратных ход, но полностью изменить ситуацию в долгосрочной перспективе будет сложно.
Экономический прогноз для России показывает такую же блеклую перспективу, однако есть некоторые признаки небольших изменений. По сравнению с 3% отрицательным ростом за последние два года даже небольшой подъем на 1,2%, прогнозируемый министром финансов России (а также Всемирным банком) – это уже что-то. Москва внесла некоторые корректировки в статью расходов, чтобы отразить текущие цены на нефть, а Standard&Poor's повысил кредитный рейтинг страны до «стабильного».
Однако российский народ все еще находится в трудном положении. В 2016 году четверть российских компаний урезали зарплаты. В целом, средняя зарплата в России снизилась на 8% в прошлом году и на 9,5% за год до этого.
Продолжают создавать проблемы и введенные против России международные санкции, а цены на энергоносители не восстановились до прежнего уровня. Несмотря на радость некоторых россиян избранию Дональда Трампа президентом США, который выразил желание улучшить отношения с Россией и предположил, возможное, хотя бы частичное снятие санкций, потенциальная отмена санкций может привести к спекулятивному приливу капиталов, создавая больше неопределенности в и без того разрушенной экономике.
Ухудшение экономического спада связано с расходами Кремля на модернизацию и расширение своих военных возможностей в условиях снижения доходов и истощения резервов. На недавнем совещании по вопросам оборонной промышленности, российский премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «финансирование на ближайшие годы уже отложено, и эта сумма не изменится». Это заявление не совсем корректно, поскольку расходы на оборону снизятся на 7%, но это о многом говорит, если учитывать, что у других федеральных ведомств будет сокращение на 10%.
Пока, похоже, благодаря этому плану Путин получил похвалы внутри страны и силу за рубежом, но в долгосрочной перспективе этот план может поставить российского лидера на неустойчивую почву. Россия начала использовать свой «неприкосновенный запас» (который обычно считается чрезвычайной мерой для устранения замедления экономического роста) еще в 2015 году, и незначительного восстановления экономики недостаточно, чтобы компенсировать эти недостатки.
Продолжение таких расходов в сочетании с бюджетными ограничениями может заставить Путина сделать политически рискованные бюджетные корректировки. Он, возможно, и смог убедить своих поклонников, что для обеспечения безопасности и роста России необходима небольшая бюджетная экономия, но экономическое отставание можно терпеть не так уж и долго.
Даже конфликт в Украине – когда-то источник популярности среди россиян – начал наносить ущерб морали и подчеркивать экономическое недомогание страны.
Читайте также: Паутина Путина: кто следующая жертва?
Однако нельзя недооценивать Владимира Путина, и Россия продолжает оставаться угрозой. У нее по-прежнему одни из самых мощных вооруженных сил в мире, огромный запас ядерного оружия и возрожденная готовность использовать свои политические силы для воздействия на международную систему.
Хотя беглый анализ рейтингов одобрения и может показать неприличную популярность лидера, структура власти Путина более хрупкая, чем кажется на первый взгляд. Финансовое напряжение будет продолжать оказывать давление на зависящие от государства сегменты российского населения, которые исторически были основой поддержки Путина.
Похоже, что путинская Россия не погибнет в манихейском столкновении в Фульдском коридоре (понятие "Фульдского коридора" использовалось в военном планировании НАТО в период Холодной войны — этот участок считался одним из наиболее вероятных направлений вторжения в Западную Европу сил Организации Варшавского договора - ONLINE.UA), а, как и Советский Союз, нынешняя Россия рухнет под тяжестью собственного неправильного руководства и экономических неудач. Возможно, история действительно имеет свойство повторяться.