Угрозы Кремля развязать войну в течение последних месяцев смогли подчинить большую часть западной элиты советской стратегии, разработанной чтобы вызвать желаемые реакции со стороны противника. Москва внушила политикам, журналистам, солдатам, представителям интеллигенции и дипломатам по всему миру веру в то, что она представляет серьезную военную угрозу и готова, в случае необходимости, к борьбе с НАТО, возможно, даже к Третьей мировой войне. В результате, политические и военные лидеры Запада заняты реагированием на угрозы, которые во многом эфемерны. Брюссель и Вашингтон, с другой стороны, недостаточно внимательно и неадекватно реагируют на реально существующие новые вызовы на востоке Европы.
Немецкий политолог Андреас Умланд в своей статье для The National Interest, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказал о том, как Россия сумела заставить Европу играть по её правилам, и предложил пути изменения тактики поведения Запада в отношении РФ путем сосредоточения на Украине, Грузии и Молдове.
Отвлечение внимания является целью конфронтационной позиции Кремля по отношению к Западу. Вместо того чтобы смотреть на фактический характер, реальные риски и конечные цели демонстративно агрессивной позиции России, генералы НАТО опять ведут холодную войну. Вместо того чтобы трезво оценить реальную угрозу сегодняшней РФ и весь спектр новых возможностей реагирования Запада, коллективное дежавю овладело значительной частью западных элит. В результате неполных и ошибочных предпосылок, ответные действия НАТО и ЕС служат на руку, а не сдерживают Кремль. Они усиливают, а не снижают нестабильность в Восточной Европе – в ситуации полной экзистенциальных рисков для человечества, но благоприятной для стабильности и устойчивости режима Владимира Путина.
Государства-члены НАТО на словах, в военном и политическом отношениях, слишком остро реагируют на новую агрессию России. Не понимая, что допускают ошибку и играют по правилам Москвы. Западные политики и военные сейчас почти ежедневно устно и письменно обращаются к России в ответ на ее военные провокации вдоль западных границ и диверсионную деятельность на территории ЕС. Военные и вооружение НАТО продвигаются на восток. Оборонные бюджеты стран Западной и Восточной Европы резко увеличиваются. Рассматривается возможное новое расширение НАТО в рамках ЕС, то есть, включение в Альянс Финляндии и/или Швеции. Как проницательно отметил профессор политологии Нью-Йоркского университета Марк Галеотти, большая часть западной элиты прямо-таки «паникует из-за «гибридной» войны России». В набат бьют ведущие национальные политики, высшие командиры НАТО, престижные аналитические центры, влиятельные журналисты и искушенные западные дипломаты. Тем не менее, именно этой паники, а не реального конфликта, демонстративной политикой Кремль пытается достичь. Москва будет просто не в состоянии вести реальную новую холодную (не говоря уже о горячей) войну с Западом. Почему?
Существует принципиальная разница, которая в принципе хорошо известна, но сейчас часто забывается, между Российской Федерацией и Советским Союзом, а также связанный с ней фундаментальный парадокс нового противостояния Москвы с Западом. РФ не только гораздо слабее СССР, но и, в отличие от бывшего коммунистического руководства Москвы и во многом самодостаточной плановой промышленности России, новая правящая элита и негибкая нефтяная экономика глубоко интегрированы с Западом. Изучая основные направления трубопроводов РФ, прямых иностранных инвесторов, наиболее привлекательные туристические объекты, расположение частной недвижимости, обычные или секретные банковские счета, предпочительные для посещения торговые центры и популярные зарубежные учебные заведения – большая часть интересов ядра российской элиты находится или связана со странами, которые являются членами НАТО, ЕС или и того, и другого (или, как Швейцария, тесно с ними связаны).
Хотя Москва пытается создать впечатление агрессивного евразийского гегемона, Российская Федерация не является ни возродившимся СССР, ни восточноевропейским Китаем, ни современным эквивалентом нацистской Германии. ВВП России меньше, чем у Италии или Калифорнии, и экономические проблемы Москвы в настоящее время накапливаются с каждым месяцем. Тем не менее, в течение последних двух лет Кремль сумел произвести впечатление на десятки западных дипломатов, аналитиков, бизнесменов и политиков идеей, что «Россия вернулась». Конечно, сегодня Россия вновь хорошо вооружена и имеет хорошо обученную армию, способную эффективно работать за границей. Кроме того, у нее есть политическая система, а также взволнованное население, которое позволяет Путину действовать быстро, радикально и решительно. Тем не менее, Россия остается второстепенной промышленной нацией, или, по словам бывшего российского министра экономики (а сейчас - главы Сбербанка, - ред.) Германа Грефа, является экономическим «отщепенцем». Относительно впечатляющая военная мощь России - результат все более несоразмерных расходов на безопасность, защиту и вооружение, а это - потенциально саморазрушительное использование ресурсов.
Тем не менее, наиболее любопытно то, что объектом непредсказуемых внешних действий Кремля в последнее время стали государства и организации, от доброй воли которых зависят функционирование слабой экономики России, огромная бюрократическая структура, система социального обеспечения и прозападные национальные элиты. Как ни странно, Запад сейчас вооружается против врага, крупным иностранным торговым и инвестиционным партнером которого является. Это еще более странно в свете того факта, что, в отличие от впечатления, которое Кремль проецирует за рубежом, Россия в значительной степени изолирована на международной арене. До сих пор Россия добилась успеха лишь в сглаживании серьезных последствий своей недостаточной международной вовлеченности с помощью политической напыщенности и дипломатического "величия".
Тем не менее, мало кто из аналитиков станет отрицать, что Москва празднует азиатское партнерство и другие связи, прежде всего, с Пекином и странами, чей подход к РФ скорее вежлив, чем дружелюбен. Единственная важная геополитическая структура, которую смогла создать Россия – это Шанхайская организация сотрудничества, и она не предусматривает тесного союза с Китаем. С начала Шанхайского формата, двадцать лет назад, китайское руководство начало рассматривать свою страну как самодостаточного международного игрока, который не нуждается в комплексном блоке или тесном союзе, чтобы обеспечить свои глобальные интересы. Он иногда может использовать помощь России в международных организациях и может стремиться получить доступ к ее природным ресурсам. Тем не менее, он не нуждается в экономически нединамичной России как равном и близком союзнике.
В то время, как Брюссель имеет потенциально значительные рычаги воздействия на Россию, именно Москва устанавливает курс отношений ЕС и НАТО с Россией. До сих пор Кремлю удавалось оттеснить Запад к конфронтации в одной из немногих областей, в которых Россия сильна – военной. Несмотря на высокую зависимость от западных рынков, инвестиций и других площадок сотрудничества, Россия постепенно перетаскивает Евроатлантическое сообщество в ситуацию постоянной озабоченности вопросами небезопасности, которая стабилизирует клептократию Путина, и идет вразрез с ключевыми западными интересами. Высокие ставки текущего восточно-европейского военного наращивания соответствуют огромным внутренним политическим ставкам, на которые рассчитывает ради удержания власти Путин. Тем не менее, эти риски, очевидно, наносят ущерб тому, что хочет и в чем нуждается ЕС. Они становятся все более абсурдными с точки зрения продолжающихся уютных деловых отношений ЕС с российскими государственными компаниями. Для своего же блага, Запад должен изменить свой разговор с Москвой как можно быстрее - от военных вопросов к экономическим и финансовым.
Кроме того, Западу следует сосредоточиться на реальных военных проблемах в Восточной Европе. Гипотетическое нападение России, например, на страны Балтии, немедленно приведет к разрушительным экономическим санкциям или даже полной торговой блокаде РФ всем Западом. ЕС, и такие инструменты могут, таким образом, обеспечить более важные механизмы защиты Эстонии, Латвии или Польши, чем НАТО со своим современным оружием. С другой стороны, как показали войны в Восточной Европе за последние двадцать пять лет, такие страны как Грузия, Украина и Молдова не могут рассчитывать на экономические и финансовые рычаги ЕС против России. Так или иначе, эти государства нуждаются в военном сотрудничестве, оборудовании, технологиях, обучении и войсках, которые являются максимально эффективными в сдерживании России. В худшем случае, они должны быть в состоянии защитить себя от нового нападения России с максимально высокой для Москвы ценой.
Западные правительства и общественность должны лучше распознавать корыстные обоснования действий Кремля, азартную позицию проницательных «политтехнологов» России и холодный расчет сверхбогатых власть имущих РФ. До сих пор, не входящие в НАТО страны Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии обеспечивают площадку для неоимперских игр Москвы, призванных отвлечь население России от крупномасштабного хищения национальных ресурсов со стороны государственных чиновников, которое продолжается по всей огромной стране. Москва будет продолжать пытаться контролировать реакции Запада насколько это возможно, с помощью военных провокаций, сохраняя напряженную обстановку. Она продолжит выбивать из колеи Брюссель и Вашингтон и другими средствами, чтобы предотвратить трезвый анализ, межправительственное единство, стратегическую согласованность и устойчивое противодействие со стороны Запада.
Тем не менее, учитывая её многообразные экономические связи с Западом, российская элита будет стараться предотвратить выход противостояния из-под контроля, чтобы не рисковать военным столкновения. В наших же собственных интересах, нам нужно быть выше этих мелких игр, избежать военной конкуренции, и вместо этого использовать наши многочисленные экономические инструменты, и, как сказал Галеотти «прекратить быть паиньками» с Кремлем. Как только российская элита усвоит это сообщение, мы увидим быстрое улучшение на Донбассе, в Сирии и других местах.