Об экспедициях освобожденными городами и селами Украины, важности фиксации историй сопротивления и сложных моментах работы на деоккупированных территориях рассказал в эфире online.ua журналист, писатель и основатель проекта Ukraїner Богдан Логвиненко.
Источник: ютуб-канал online.ua
Богдан Логвиненко проехал более 20 освобожденных городов и сел во время экспедиции Ukraїner и отмечает, что у Украины нет внутренних границ, как мы себе их представляли.
Когда-то внутренние политики, которые были просто финансированы извне, рисовали карты распределения Украины на синих и оранжевых, на русскоязычных и украиноязычных, на греко-католиков и православных и так далее. Этого разделения не существует. Мы единственная Украина. Мы это показали в 2004, 2013-14, сейчас показываем снова. Это разделение – это исключительно российская пропаганда.
Что было самым сложным в экспедициях
Богдан Логвиненко называет самым сложным интервью с теми, кто был в пыточных, подробные рассказы о пытках.
Это действительно самое сложное, наверное. В моменте интервью даже не так сложно, как какие-то догоняющие потом мысли. Так или иначе, я думаю, что каждый из нас задумывается, что он будет делать, если очутился в плену, российских концлагерях. Это примерение на себя чужого опыта. Оно не очень здорово и лучше к таким вещам не приближаться.
Однако интервьюируя такое количество людей, сложно этого не делать, говорит Логвиненко.
И поэтому каждое такое интервью меняет любого интервьюера, работающего на деоккупированных территориях. Для многих это поворотный момент в своей жизни.
Что запомнилось из экспедиций деоккупированными территориями
Наверное, одни из первых разговоров, когда мы встретили одного парня, спортивного тренера, в Иванкове, который спасал картины Марии Примаченко, то упорство с которым он об этом все рассказывал. И как он не боялся сопротивляться, совершать какие-то подрывные действия.
Через несколько недель экспедиция Ukraїner была в Тростянце на Сумщине, который тоже освободили от оккупации.
Мы общались с партизанами, они рассказывали, как прятались по кустам, когда там стояли колонны танков. Они просто передавали данные украинским Вооруженным силам и сжигали эти колонны танков, прячась прямо по кустам, лазая по лесам и посадкам.
Почему важно не бояться говорить об опыте сопротивления
Также Богдан Логвиненко вспоминает, как люди сразу после деоккупации не боялись об этом говорить. Хотя Ukraїner поступали сотни комментариев, что нельзя показывать этих людей, поскольку россияне могут прийти снова.
Но россияне хотят уничтожить всех нас. Россиянам нет разницы, кто сопротивлялся, кто нет. Они охотятся на всех, даже как мы уже знаем с деоккупированных территорий, на тех, кто просто криво на них посмотрел. Поэтому вряд ли эти сопротивляющиеся люди будут тихонько сидеть и ничего не делать в оккупации снова.
Основатель Ukraїner подчеркивает, что рассказывать истории сопротивления чрезвычайно важно. Мы должны помнить, что остаются территории в оккупации. Им нужна ролевая модель.
Им нужно видеть, что территории освобождаются, что вооруженные силы не остановятся, что местное население играет очень важную роль в деоккупации. Без поддержки местного населения Вооруженным силам очень тяжело.
Читайте також: