Насыщенное опытом, инсайтами и советами событие в сфере трансформации украинского общества — Форум по коммуникациям для социальных и поведенческих изменений SHKALA 2021 — собрало в одном онлайн-пространстве более 40 международных и украинских экспертов и более 2000 "агентов сознательных перемен". Основной вопрос форума — как повысить эффективность коммуникации для изменений к лучшему в обществе. Спикеры Форума искали на него ответ начиная с понимания механизмов, как человек воспринимает и реагирует на информацию, и как это происходит в условиях пандемии. Об основных тезисах Форума читайте на ONLINE.UA, который в этом году выступил информационным медиапартнером события.
"Необходима поддержка организаций гражданского общества, помощь в адаптации к новым реалиям, - актуализацией этой темы открыла Форум руководитель программы по поддержке гражданского общества Представительства ЕС в Украине Синзиана Пояна. — Людям нужно быть вместе, чтобы менять общество, потому что только вместе мы пройдем кризисные моменты и сможем превратить их в возможности перехода к лучших практик".
"Люди не любят меняться, — констатировал Роланд Ковач, директор Программы содействия общественной активности "Долучайся!" (USAID/ENGAGE), — так должны начинать с себя и не только говорить, но и действовать".
Общение с разными аудиториями — этому на Форуме было уделено особое внимание. Анастасия Нуржинский, експертка по коммуникациям для социальных и поведенческих изменений, руководитель отдела коммуникаций для развития UNICEF Ghana, подняла тему коммуникаций с нерешительной аудиторией. Она предложила в "ковидной" коммуникации обращаться к возможности защитить других и чувство принадлежности, также сработает авторитет, например, медики в коммуникации, и обращение к общественным нормам. С запугиванием надо быть осторожным, потому что оно срабатывает как наркотик: каждый раз надо пугать сильнее, что дойдет до паники. Штрафы также работают плохо, лучшее решение — мотивировать и упрощать процедуру вакцинации.
Максим Скубенко, лидер и редактор проекту VoxCheck, заметил, что в Украине фейки ретранслируются на телевидении, от чего происходит безумная мультипликация, усиленная страхом и негативом.
Евгений Глибовицкий поднял тему доверия: почему в одних странах граждане придерживаются государственных рекомендаций, а в других — нет. Он привел примеры ряд катастрофических событий ХХ века, уменьшили количество активных людей в украинском обществе, и воплотились в две травмы: тоталитарную и колониальную. Сейчас в Украине более 80-летних женщин, чем 18-летних девушек, уменьшаются рождаемость и количество работающих молодые люди, не растет продолжительность жизни. Украина находится глубоко в ценностях и культуре выживания и страдает от коллективной формы посттравматического синдрома, даже не осознавая этого. Действия государства накладываются на коллективную травму и усиливают скепсис.
Доктор Николаос Димитриадис, CEO TrizmaNeuro, рассказал, что главная эмоция, толкает нас на создание нового — не вдохновение, а фрустрация. Ранее процесс создания вакцины занимал 5-10 лет. Сейчас, под давлением нехватки времени, организации объединяются, чтобы решить проблему, и процесс сокращается. Это сила, скрытая в "темной стороне" вещей. Кризис ломает схему, заставляет мозг искать способ вернуться в состояние гомеостаза, искать новый баланс. Самое главное — не дать страху перерасти в беспокойство. Создавайте новые привычки и новые рутинные процессы, создавайте хорошее настроение, прибегайте к гедонизму, в конце концов, найдите что-то мягкое и обнимите, посоветовал эксперт.
Елена Рыбий, старшая программная специалистка Программы содействия общественной активности "Долучайся!" (USAID/ENGAGE) дала примеры информационных кампаний, основанных на данных и инсайт: кампания, где показано, что коррупционер — это не что-то там, на высоком политическом уровне; кампания "Вліпи за себе", которая строилась на исследовании молодежи и попытке рассказать просто о выборах.
Анализ целевой аудитории, работа с данными — вот что обязательно нужно в коммуникации общественных организаций, подчеркнул Айдер Халилов, старший программный менеджер Программы содействия общественной активности "Долучайся!" (USAID/ENGAGE). Из-за недофинансирования ОО часто не могут позволить себе коммуникационщика, хотя коммуникация должна стать частью каждого члена ОО. Кроме этого ОО не всегда чувствуют, когда превращаются в офис по предоставлению услуг и прекращают советоваться со своей ЦА. Поэтому нужно обращаться к новым технологиям, которые позволят как минимум отслеживать фидбэк людей и помогут коммуницировать.
Все эксперты Форума искали рецепты, как сделать так, чтобы последствия пандемии не ухудшили ситуацию в украинском развитии европейским изменений, а, наоборот, были "entry point" для реализации планов.
Событие состоялось под эгидой Программы по поддержке гражданского общества Представительства ЕС в Украине, Программы содействия общественной активности "Долучайся!", финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID) и осуществляется Pact в Украине, и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Соорганизатор события — компания IdeasFirst.
Ранее ONLINE.UA рассказывал о вызовах перед гражданским обществом, использование данных в коммуникациях и борьбу с фейками от экспертов и партнеров Программы содействия общественной активности "Долучайся!".