Улучшение централизованного теплоснабжения (ЦТ) в Украине является одним из главных направлений работы USAID Проекта энергетической безопасности, наряду с электроэнергетическим и газовым. Но учитывая, что количество домохозяйств, получающих услуги ЦТ, за годы независимости уменьшилось чуть ли не наполовину, может возникнуть вопрос: нужно ли вообще сохранять и развивать систему централизованного теплоснабжения, когда есть широкие возможности для индивидуального или автономного отопления? Какие преимущества ЦТ? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем интервью с руководительницей направления централизованного теплоснабжения USAID ПЭБ Дианой Корсакайте.
Источник: ONLINE.UA
Позвольте мне начать с концептуального заявления: в ПЭБ мы работаем над трансформированием ЦТ, поскольку мы уверены в существенных преимуществах, которые предлагает такая инфраструктура.
Действительно, за тридцать лет независимости многие домохозяйства в Украине (иногда это целые города) отказались от централизованного теплоснабжения, ссылаясь на точку зрения потребителей о неудовлетворительном качестве услуг, высоких тарифах, наличии других сопоставимых вариантов.
Основная причина кризиса состоит в том, что стратегические возможности имеющейся инфраструктуры ЦТ десятилетиями не признаются государством. ЦТ рассматривали как тяжесть, как пасынка. В результате реформированию и модернизации отрасли не уделялось должного внимания.
То, что европейские страны только планируют построить (системы ЦТ с широким покрытием в городских районах), Украина имеет уже десятилетиями. Сейчас пора технически трансформироваться и провести регуляторную реформу.
Опыт многих стран Западной и Северной Европы свидетельствует о конкурентоспособности и преимуществах централизованного теплоснабжения. Прежде всего, оно экономичнее – энергетические затраты на централизованную поставку тепла в многоквартирные дома меньше, чем в случае, когда в квартирах установлены индивидуальные системы отопления. Если мы говорим об электроотоплении в Украине, то следует иметь в виду, что оно относительно выгодно только благодаря искусственно заниженному тарифу на электроэнергию для бытовых потребителей. Как только государство «отпустит» цены на электроэнергию, электрообогрев домов и электроподогрев воды станут самыми дорогими способами подачи тепла. Более того, массовый переход на отопление электроэнергией по техническим причинам далек от реальности: текущая электросеть не рассчитана на электрическое отопление в массовых масштабах. Так же, хотя по разным причинам, установка индивидуальных вариантов газового отопления может казаться более дешевой, лишь пока игнорируются все требования технической безопасности (что ставит под угрозу жизнь людей).
Ну а кроме того, централизованное теплоснабжение еще и более экологично, – оно наносит наименьший вред окружающей среде. Для предприятий ЦТ действуют экологические нормы и технические решения, но они не столь же суровы для индивидуальных решений. В некоторых странах даже действуют ограничительные нормы – если вы хотите установить индивидуальное отопление при наличии централизованной системы, вы должны доказать, что ваше решение имеет более высокие, чем централизованные поставки, параметры энергоэффективности и экологичности.
В Европе общепризнано, что наличие систем ЦТ является простым способом декарбонизации теплоснабжения и сокращения расхода энергии. Именно поэтому систему централизованного теплоснабжения следует сохранить, трансформировать и развивать, максимально используя все его преимущества.
Какие основные проблемы сектора теплоснабжения в Украине? Какие шаги в трансформировании ЦТ должны быть первоочередными?
Разбирая на составляющие комплекс проблем украинского сектора ЦТ, можно выделить несколько блоков.
Технический блок проблем: необходимо повысить техническую эффективность снабжения, транспортировки и производства. Широкомасштабная установка ИТП и дальнейшая модернизация сети ЦТ могут стать первым значительным стартом для существенной технической реформы. ИТП при независимой схеме подключения и переходе на количественное регулирование, более низкие температурные режимы, меньшие технические потери, меньшее потребление электроэнергии, и это лишь несколько результатов для системы ЦТ. Массовая установка ИТП также может привести к ощутимой экономии тепла для конечных потребителей. Замена изношенных труб теплоснабжения на предварительно изолированные поможет снизить аварийные и потери тепла до физического минимума. Повышение эффективности производства и перевода производства на использование экологически устойчивых видов топлива, включая топливо из отходов, включая введение сбросного (промышленного) тепла в систему, обеспечат относительную стабильность затрат на тепло, независимость от международных тенденций на рынках ископаемого топлива и значительно улучшат доступность услуги для местных потребителей
Завершая технический блок, я называю три ключевых момента: широкомасштабная установка ИТП, замена труб на предварительно изолированные, конверсия топлива.
Финансовые вопросы: система тарифообразования требует существенного пересмотра об обеспечении оплаты разумных расходов, включая своевременное отражение расходов на топливо и финансирование для трансформации и развития системы. Конечно, коммунальные предприятия тепловой энергетики не являются в чистом виде коммерсантами, которые заботились только о доходах – они выполняют еще и важную социальную функцию. Но не может теплокоммунеренго, покупая газ по рыночной цене, получать за свои услуги оплату, не полностью покрывающую даже операционные и капитальные расходы.
Более того, часто потребители не платят даже эти деньги. В итоге есть многомиллиардные задолженности потребителей за тепло перед теплокоммунэнерго, и как следствие – многомиллиардные долги теплокоммунэнерго за газ перед НАК «Нафтогаз Украины». Необходимо усиливать платежную дисциплину потребителей.
Подводя итог финансовому блоку, можно выделить следующие моменты: своевременное возмещение операционных расходов и справедливую окупаемость инвестиций, направленных на техническую трансформацию, как объяснялось ранее.
Мнение конкуренции: Система жилищно-коммунальных субсидий для поддержки потребителей работает уже несколько лет. Это большое достижение Украины. Однако косвенное субсидирование все еще глубоко укоренено в практике. Мы считаем, что прямое субсидирование уязвимых потребителей необходимо расширить таким образом, чтобы косвенные субсидии исчезли.
Сейчас «скрытые» субсидии (или проще говоря – искажения рынка) высокозатратны для украинской экономики и препятствуют экономически обоснованным инвестиционным решениям энергетических компаний и потребителей энергии. Например, низкая цена электроэнергии создает видимость электричества как дешевого способа отопления украинских домов (стимулы для потребителей переходить с ЦТ на отопление электрической энергией), однако это действует до тех пор, пока правительство не решит отменить регулируемый тариф. Аналогично с газом – индивидуальное газовое отопление может показаться более дешевым вариантом, пока правительство принимает меры, чтобы удерживать цены на газ ниже определенного порога, а уполномоченные органы не обращают внимания на техническую безопасность.
Скрытые энергетические субсидии должны быть заменены широким прямым субсидированием уязвимых групп потребителей коммунальных услуг.
Пользуясь случаем, хочу привлечь внимание к еще одной проблеме - при условии ли жесткой модели регулирования тарифов ТКЭ будут в полной мере финансировать необходимые трансформацию и модернизацию систем центрального теплоснабжения. Если этот вопрос конвертировать в денежный эквивалент, становится ясно, что сектор нуждается в дополнительной финансовой способности. Эту способность могут обеспечить третьи стороны (частные, институциональные инвесторы), если регуляторная система обеспечит прозрачность, справедливое вознаграждение за инвестиции, стабильность и предсказуемость регулирования, а также сниженные до приемлемого уровня политические риски.
И последнее, но не менее важное – следует признать потенциал синергических эффектов. Мощности ЦТ могут участвовать на рынке вспомогательных услуг и предоставлять определенные системные услуги, таким образом, поддерживая гибкость системы и обеспечивая большую интеграцию прерывистых источников. Это направление выгодно для всех привлеченных сторон и позволяет рассмотреть наибольшее преимущество, которое разветвленный сектор ЦТ может предложить национальной системе с точки зрения декарбонизации электроэнергии в частности и энергетики в целом.
Чья модель тарифообразования в сфере ЦТ может являться образцом для Украины?
В Европе в ряде стран имеются хорошо функционирующие модели регулирования ЦТ. Проделанная аналитическая работа подтвердила, что существующие модели регулирования различаются в видении того, как добиться желаемого поведения предприятия ЦТ и эволюции систем теплоснабжения. Однако все примеры лучших практик имеют один общий принцип: тарифы возмещают разумные затраты на развитие, а финансовые источники являются существующими.
Лично я считаю, что тарифообразование на основе регуляторной базы активов, предусматривающей разумную норму прибыли, с дополнительным стимулом для экологически устойчивых инвестиций, и позволяет динамически отражать возмещаемые расходы на топливо, что кардинально изменит ситуацию. ПЭБ работает над встройкой такой регуляторной модели в украинскую законодательную базу.
Каково ваше мнение относительно того, что недавно тарифы на ЦТ и ГВ устанавливаются органами местного самоуправления (ОМС)?
Давайте определимся с участниками регулирования отрасли на данный момент – ОМС (тарифовобразование), областные администрации (лицензирование), Министерство развития общин и территорий (разработка тарифной методологии), Кабинет Министров (принятие тарифной методологии), НКРЭКУ (оказание поддержки). Это практическое устройство сформировалось недавно.
Я думаю, что решение НКРЭКУ указало на несколько интересных моментов в действующей украинской законодательной базе. Во-первых, сам факт того, что Регулятор может обмениваться лицензиатами туда-сюда, вызывает вопрос о том, должна ли выборка субъектов регулирования определяться самим Регулятором. Для обеспечения прозрачности, предсказуемости и законности границы регуляторных полномочий должны предоставляться законодательным органом после тщательного общественного обсуждения с заинтересованными сторонами.
Другим вопросом является многолетнее существование параллельных методологических баз тарифообразования – одна от Кабинета Министров, а другая от НКРЭКУ. Эти базы не идентичны, и сейчас база Кабинета Министров является победителем, поскольку применяется к лицензиатам местных администраций. При этом законная обязанность НКРЭКУ по разработке и принятию методических положений не отменена. В какой-то момент эту двойственность нужно прекратить, а нормативную базу нужно унифицировать.
Для того, чтобы местные администрации были успешными в установлении тарифов (а под успешным я имею в виду установление тарифов, обеспечивающих финансовую устойчивость для функционирования и развития/трансформации систем ЦТ), должны иметься несколько ключевых моментов: четкая и качественная унифицированная методология регулирования, что позволяет возмещать расходы и инвестиции; ноу-хау местных субъектов по применению нормативной методологии; полномочия национального регуляторного органа вмешиваться в случае неоправданных задержек или ошибочного применения методологии в случае жалоб; надежная система регуляторной отчетности и публичной подотчетности.
Какой практический эффект ожидается от новых схем теплоснабжения, которые будут разработаны на средства ПЭБ для десяти городов-партнеров?
USAID Проект энергетической безопасности помогает в разработке новых схем теплоснабжения десяти пилотных украинских городов, в которых сохранились централизованные системы теплоснабжения. Новые схемы теплоснабжения обеспечат снижение энергоемкости, использование возобновляемых энергоносителей и, как следствие, большую экологичность местных систем теплоснабжения.
С одной стороны, мы тесно сотрудничаем с Министерством развития общин и территорий Украины, парламентским Комитетом по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, органами местного самоуправления, поставщиками услуг – предоставляя консультации проводя тренинги для специалистов, подготавливая информационно-аналитические материалы.
Так, при содействии ПЭБ разработано руководство для разработки схем теплоснабжения населенных пунктов, мы провели ряд обучающих семинаров по этой тематике, а десяти пилотным городам-партнерам оказываем техническую помощь в имплементации реформ, направленных на оптимизацию и развитие инфраструктуры теплоснабжения. Кроме того, в столице мы способствуем модернизации коммунального предприятия «Киевтеплоэнерго».
Помощь на муниципальном уровне базируется на двух основополагающих принципах. Во-первых, к инфраструктуре муниципального теплоснабжения следует подходить с точки зрения долгосрочного планирования, включающего в том числе перспективы развития потребления тепла; планирование инфраструктуры должно подкрепляться инвестиционным программированием и источниками финансирования на период действия долгосрочного плана, чтобы сделать его жизнеспособным и выгодным потребителям тепла, а также полезным для поставщиков тепла.
Второй принцип – развитие инфраструктуры муниципального теплоснабжения должно способствовать достижению целей декарбонизации, а долгосрочное планирование позволяет искать технические и организационные решения для декарбонизированного теплоснабжения в будущем. «Стандартный» пакет ПЭБ на муниципальном уровне предполагает разработку схем теплоснабжения и необходимую сопутствующую поддержку (например, разработку стратегий, инвестиционных программ), чтобы гарантировать внедрение схем теплоснабжения как на уровне городов, так и на уровне теплоснабжающих предприятий.
Прежде всего, речь идет о повышении энергоэффективности, качества, надежности и экологической безопасности системы теплоснабжения, создании оптимальной комбинации централизованного, автономного и индивидуального теплоснабжения, а также устранении случаев смешанного теплоснабжения (централизованного и индивидуального) в многоквартирных жилых домах. В результате это будет способствовать достижению технологической, экологической и финансовой трансформации систем теплоснабжения в городах-партнерах.