С момента создания НАТО в 1949 году до саммита в Уэльсе в 2014-м прошло 26 встреч на высшем уровне. Варшавский саммит, который состоится 8-9 июля 2016 года, будет иметь символическое значение, так как Варшава – это город, который дал свое имя пакту, установленному Советским союзом в противовес НАТО во время холодной войны. Учитывая, что Варшавский договор постепенно исчез, в то время как НАТО удалось дожить до 21-го века, для Альянса саммит глав государств в Варшаве имеет очень большое значение.
В своей статье для аналитического издания Eurasia Review, перевод которой сделал ONLINE.UA, директор Центра по изучению вопросов энергетической безопасности в Международной организации стратегических исследований Хасан Селим Озертем рассказал о символическом и критическом значении саммита НАТО в Варшаве, том, как Альянс сумел просуществовать такое длительное время, и новой концепции "360-градусной" обороны, которая предполагает два направления военной угрозы для блока - Россию на востоке и юг с его террористами.
Примечательно, что хотя вопросы программы саммита с 1999 года были сосредоточены на расширении организации, Косово, будущем сил безопасности в Афганистане, а также международном терроризме, стержнем этого саммита станет Россия. После оккупации Крыма, все диалоги с РФ были хрупкими и, в конечном итоге, провальными. Соответственно, в программе этого саммита будут преобладать вопросы, касающиеся угрозы со стороны России. Она полностью отличается от угрозы времен холодной войны, впрочем, как и реакция на нее.
Своими ПВО и военной силой Россия изменила баланс безопасности, особенно в Восточной Европе и Сирии, что серьезно повысило необходимость для стран-членов НАТО изменить Альянс в борьбе против гибридных угроз. Тем не менее, в настоящее время Россия - не единственная угроза. Другие вопросы безопасности включают в себя растущую угрозу международного терроризма, в частности, со стороны ИГИЛ, возникающие пробелы в безопасности, создаваемые увеличением числа недееспособных государств, и углубление соперничества в сфере кибербезопасности. Принимая во внимание все это, НАТО хочет найти новый ответ России - поворот на «360-градусов», имея в виду готовность ко всем видам угроз, исходящих со всех сторон, и который будет направлен на развитие более строгой политики в отношении возможных угроз с востока и юга.
Проблемы, с которыми сталкивается Альянс
Саммит в Варшаве даст возможность Альянсу сформировать новые тактики и стратегии, которые будут иметь решающее значение для восстановления глобальной роли и внутреннего единства НАТО. Поэтому саммит представляет собой значительную возможность для НАТО четко показать причину своего существования, в то время, как многие ставят под сомнение степень его реагирования на текущие проблемы.
В докладе 2016 года, опубликованном Немецким фондом Маршалла, Михал Барановский и Бруно Лете заявляют, что НАТО в настоящее время сталкивается с тремя основными рисками: неспособностью адаптироваться к меняющемуся характеру угроз, сомнениям со стороны стран-членов относительно мощности их союзников и степени выполнения ими своих обязанностей, а также трудностями ведущих стран в удовлетворении несбалансированных затрат и создании достаточной привлекательности организации. Эти риски являются основными проблемами, с которыми сталкиваются все альянсы на протяжении всей истории. Организации, которые сумели преодолеть эти проблемы, сохраняются и становятся более крепкими, в то время, как остальные уходят на запыленные страницы истории, как Варшавский договор.
Был ли 2008 год переломным?
В связи с вышеописанными рисками, можно утверждать, что 2008 год стал поворотным моментом. Внезапный финансовый кризис 2008 года потребовал от многих стран, в частности США, применить политику жесткой экономии в рамках Альянса. Первая область, которую принесли в жертву, – это расходы на оборону. С другой стороны, в том же году Россия начала вести более агрессивную политику и заняла более активную позицию в использовании своей военной силы, особенно после пятидневной войны с Грузией. Кремль постепенно увеличил свои военные расходы и оснастил армию современным оружием, после чего использовал свою военную силу для оккупации Крыма в Украине, а затем вмешательства в Сирию. В ответ это привело к формированию сильного мнения в рамках НАТО о том, что нужно укреплять границы, особенно стран Восточной Европы и Балтии. Тем не менее, недавно в Альянсе начались новые дебаты. В частности, США утверждают, что расходы на оборону других стран недостаточны, поэтому основная нагрузка ложится на них.
Читайте также: В НАТО сделали сенсационное заявление об отступлении России из Украины
На саммите в Уэльсе в 2014 году, вновь была подчеркнута необходимость странам выделять 2% своего ВВП на оборонные расходы, но для начала они согласились прекратить сокращение военных бюджетов. В июне в интервью изданию Politico генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что государства-члены сумели сохранить уровень расходов на оборону в течение последних двух лет, и теперь они будут сосредоточены на повышении расходов для достижения оговариваемых 2% в ближайшие годы.
Защита единства и суверенитета Альянса
Из описанных Барановским и Лете рисков, НАТО сделал прогресс в управлении одним из них, пусть и частично. Прекращение снижения военных расходов имеет большое значение для Альянса в обеспечении необходимых ресурсов для противодействия другим текущим рискам. Тем не менее, один из них по-прежнему интенсивно обсуждается, а именно – степень выполнения Североатлантическим союзом своих обязанностей по отношению к своим членам.
Согласно исследованиям корпорации RAND (американский стратегический исследовательский центр, - ONLINE.UA), баланс сил в Европе изменился в пользу России. Обсуждались такие сценарии войны, в которых российские солдаты могли бы добраться до Таллинна и Риги за 60 часов в случае возможного обычного нападения (имеется в виду нападение с применением обычных видов оружия, - ONLINE.UA). С другой стороны, некоторые турецкие чиновники не уверены в том, в какой мере Альянс готов защищать Турцию после того, как она сбила российский военный самолет. Чтобы устранить эти и другие сомнения, были заключены договора на уровне генерального секретаря, и предприняты некоторые ощутимые шаги, например, развертывание систем противовоздушной обороны в Турции и укрепление вооруженных сил в странах Балтии. Тем не менее, сейчас эти меры считаются недостаточными. В связи с этим, ожидается, что НАТО на саммите в Варшаве попытается донести свою готовность к любым угрозам, исходящим с любой стороны, ссылаясь на усиленную и модернизированную концепцию сдерживания и 360-градусную концепцию обороны.
"Ничего не изменилось" на восточных и южных фронтах!
Организация Североатлантического договора столкнулась с резкими изменениями в уровне безопасности после Лиссабонского саммита 2010 года. Кроме того, развитие России и появление арабских общественных движений создали ландшафт, в котором неудачные государственные структуры привели к проблемам миграции и международного терроризма. Касательно всех этих угроз, представленная в Лиссабоне новая стратегическая концепция могла бы дать существенную реакцию на текущую ситуацию. Тем не менее, стало очевидно, что НАТО придется приложить более ощутимые усилия для адаптации к меняющейся динамике, в частности, после 2014 года.
В то время, как многие европейские государства-члены настаивали на принятии необходимых мер предосторожности на восточном фронте, сейчас повестку дня они также поместили южный фронт. Члены Альянса договорились о том, что оба фронта не являются взаимоисключающими, и они намерены развивать 360-градусную концепцию обороны. Есть некоторые подсказки относительно того, как НАТО будет достигать этих целей.
Читайте также: Путин высказался о войне с НАТО: появилось видео
Альянс готов разделить бремя миграционного кризиса в Эгейском и Средиземном море, в частности, в связи с Сирией, и уже развернул оперативную группу к Эгейскому морю. С другой стороны, зная о переменчивом равновесии в связи сирийским кризисом в Восточном Средиземноморье, Брюссель начал готовить некоторые меры предосторожности специально для Турции. Среди них - повышенное присутствие в восточной части Средиземного моря за счет увеличения посещений портов, интенсификация обмена разведданными, введение в эксплуатацию системы «Авакс» (самолётная система дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения, - ONLINE.UA) в регионе, а также укрепление систем ПВО.
С другой стороны, после важного опыта в Югославии и Афганистане, Альянс стремится разделить бремя за счет развития потенциала стран-партнеров, а не быть непосредственным участником ежедневных вопросов. В этих рамках НАТО нацеливается на проведение военных учений в некоторых странах, таких как Украина, Тунис, Ирак и Иордания, и развитие их собственных способностей, чтобы сделать их самодостаточными пред возникающими рисками. Таким образом, НАТО стремится создать более сильную структуру, которая увеличивает сдерживание само по себе, в то же время, устанавливая линию безопасности вокруг своих границ на основе партнерства.
Эти политические меры можно рассматривать, как усилия НАТО быть ключевым партнером в разработке решений для обеспечения европейской безопасности в некоторых важных вопросах, таких как терроризм и миграция. НАТО защищает свой статус первичной оборонительной организации в Европе, решая её проблемы. Тем не менее, когда 29 членов Альянса (включая Черногорию) встретятся в Варшаве, на повестке дня будет целый ряд вопросов касающихся ситуации за пределами Европы, в том числе дебаты о гибридной войне, кибербезопасности и ядерной политике. Создается впечатление, что на Варшавском саммите НАТО может сосредоточиться на укреплении связей в рамках своего Альянса, и он мог бы поделиться своим опытом партнерства, а не просто членства. Приближаясь к новому десятилетию 21-го века, организация пытается перестроиться для борьбы с новыми вызовами, готовясь к встрече в Варшаве, развивая связи с союзниками, укрепляя и модернизируя средства сдерживания, а также активно используя политические средства.