Смерть Эрнста Неизвестного: в сети появились воспоминания знаменитого скульптора
Категория
Мир
Дата публикации

Смерть Эрнста Неизвестного: в сети появились воспоминания знаменитого скульптора

Смерть Эрнста Неизвестного: в сети появились воспоминания знаменитого скульптора

В сети появились воспоминания знаменитого российского и американского  скульптора Эрнста Неизвестного, который 10 августа скончался в Нью-Йорке в возрасте 91 года.


Об этом сообщает ONLINE.UA со ссылкой на  Радио Свобода.


В 1962 году на выставке авангардистов тогдашний советский генсек Никита Хрущев дал уничижительное определение работам Неизвестного, назвав его искусство "дегенеративным".


"В 62-м году меня выгнали (из Союза художников) после столкновения с Хрущевым. Это отразилось на моей судьбе следующим образом. 10 лет я не имел возможности работать как скульптор. Я не имел заказов, я не имел материалов. Я работал кем угодно. Я работал рабочим на заводе, литейщиком, каменщиком. Не под своим именем я помогал некоторым официальным художникам делать их официальные вещи. Я зарабатывал самыми разными способами. Я подвергался всем формам травли. Я был обвиняем во всех грехах. Навряд ли есть какой-то пункт, в котором меня не обвиняли. Второй раз, последний, я был выгнан из Союза (художников) в день подачи заявления с просьбой выехать из Советского Союза. В течение года с лишним я был лишен мастерской и снова начал обвиняться во всех тех грехах, в которых обвинялся раньше. Кончилось все тем, что мне предложили остаться и предложили вылепить бюст Брежнева. Но я отказался".


Скульптор вспоминает, как за ним велась слежка и как один из тех, кто прослушивал его мастерскую предлагал Неизвестному сотрудничество.
"Я подвергался всем формам травли. Я был обвиняем во всех грехах. В течение года за мной велась "открытая слежка". Что это значит? Около моей мастерской дежурили две машины. Не скрывая, что они имеют отношение ко мне. В одной машине сидело несколько очень больших мужчин, а вторая машина была с рацией. Причем машина с рацией была очень необычного для России цвета, такого цвета, как в Америке такси, то есть она бросалась в глаза. Я со своими помощниками прозвал эту машину "желтый "Ягуар", исходя из романа Сименона. Я вел себя в ателье таким образом, будто бы этой машины не существует, потому что считал, что это психологическое давление, потому что следить можно и не из желтого "Ягуара". В конце концов, в одно прекрасное утро ко мне постучали в дверь. Пришел шофер из этой машины, который сказал, кто он и что он здесь делает. Он сказал, что да, эта машина прослушивает все, что происходит в моей мастерской. Но он сказал, что за время работы со мной он полюбил меня, он уважает меня и сейчас он хочет со мной начать сотрудничать – в смысле передачи информации на Запад. Я ему сказал, что я этим заниматься не хочу. И моя помощница написала стихотворение, которое называлось "Желтый "Ягуар". И мы его хором читали. Эта поэма была написана в элегических тонах и, как было сказано, "в соавторстве с русским элегическим поэтом Плещеевым". Я приведу одну строфу из этой поэмы, чтобы вы могли понять, как они на нас обиделись".
"Осень наступила, мокрый тротуар
И стоит уныло желтый "Ягуар"
Рацию сломали, сел магнитофон
Лучше бы послали слушать телефон
Чистая работа, просто и легко
Дождик заливает мутное стекло
Осень уже скоро, улетят грачи
Видит – у забора мокнут стукачи
Им, конечно, хуже – дождик так и льет
Видит, как от стужи мокрых их трясет
…Кончится, конечно, время суеты
Ведь ничто не вечно, отдохнешь и ты"


Журналисты также вспомнили рассказ скульптора о чувствах, которые он пережил, оказавшись на Западе.
"Я себя чувствовал, с одной стороны, очень обласканным. И я до слез был тронут после злобы, угнетения, недоверия, клеветы, лжи и насилия, которые я испытал в России. Я даже как-то плакал. Никогда не забуду. Когда я был в Женеве, я пошел на урок французского языка, и там была прелестная молодая девушка, которая учила нескольких эмигрантов. И когда она приседала передо мной, всей душой хотела объяснить, рисовала, чтобы я что-то понял, и все это бесплатно... У меня вдруг слезы на глазах навернулись. В России никто, кроме близких и любимых, не был так чуток, внимателен и отзывчив. Я подумал: "Боже мой, за что? Я для них еще ничего не сделал!" Я был обласкан, когда приехал".


"Энди Уорхолл, Ростропович, Солсбери – все меня ласкали и обращались со мной как с почетным гостем и как с ребенком. Тут они были правы. Я в действительности был ребенком, потому что все это страшно угнетало. Надо было учиться ходить, все не то. По телефону звонишь – другой звук, чем в России. Останавливаешь такси, которое зажжено потому, что оно занято, а оно свободно. Каждый жест, простой жест... даже как пиво открывать. Пиво я открывал зубами в России, иной раз. Это даже было особое лихачество. Здесь я зубами попробовал – челюсть свернешь. У меня до сих пор такая растерянность. Все-таки я читал лекции по философии искусства, по изобразительному искусству, по анатомии в Колумбии, в Гарварде, во многих (университетах). И как-то у меня слова сочетались, меня понимали, задавали вопросы. А сейчас если я пойду в магазин, то я не знаю, как называются 99% предметов, и никак не могу запомнить. Я не могу этого держать в голове. Я себя чувствую абсолютно второсортным человеком".


Как сообщал ONLINE.UA,  24 июля, в возрасте 75 лет скончался известный украинский историк, доктор философии и истории Орест Субтельный.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?