Россия со своим культом войны одержима влечением к смерти, считает российский философ Михаил Эпштейн, который ввел в своих исследованиях о культуре РФ специальный термин "танатализация" (бог Танатос – олицетворение смерти в Древней Греции).
Об этом сообщает ONLINE.UA со ссылкой на интервью Эпштейна « Радио Свобода ».
«В последнее время танатализация идет по нарастающей: с каждым Днем победы все отчетливее его превращение в праздник смерти, праздник воинства, отдающего свою жизнь за то, чтобы потомки, в свою очередь, могли отдать жизнь за то же самое, за "верность заветам". Ради чего? Смерть ради смерти?», - рассуждает Эпштейн.
«Если в советское время прославлялся бой "ради жизни на земле", то сейчас война начинает выступать как самоцель, а смерть – как праздник души», - считает философ.
Читайте также: В России сравнили Путина с Гитлером и удивились наивности Трампа
«Язык становится все более агрессивным, нацеленным на проклятие и уничтожение, даже у первых лиц: от "мочить в сортире" до "дебилы, б…" Язык, прежде всего в своей матерной, бранной разновидности, включается в культ смерти», - продолжает Эпштейн.
«Ядерная война – это уже не страшно. Если в позднеесоветские годы популярна была песня на слова Евтушенко "Хотят ли русские войны", то теперь многие с радостью скажут: да, хотят войны, мы хотим войны. Вопрос в том, почему народ, в последние 15 лет вкусивший более-менее спокойной, зажиточной жизни, вдруг возжаждал смертельной битвы, в которой ему не выжить, как, впрочем, и другим народам, если речь идет о ядерной войне», - рассуждает философ.
«Есть такой не слишком замечательный фильм "Сталинград" Федора Бондарчука, там один немецкий офицер произносит о русских: “Загадочный народ… Вы сражаетесь не ради победы, а ради мести”. К сегодняшнему военному психозу это относится больше, чем к Великой Отечественной, когда все-таки сражались в основном за победу. Это значило: если мы победим, то построим другой, высший порядок жизни», - продолжил Эпштейн.
«Была вера, что будущее в наших руках. А сейчас непонятно, для чего побеждать и что мы можем дать миру, даже его завоевав. Уже видно: когда побеждает Россия, в покоренных странах все приходит в упадок, в запустение. Всюду дух мертвящего гнета, все живое оказывается под подозрением. Выходит, победа ничего не принесет и никаких проблем не решит, а нужна месть, чтобы другие не смели жить ярче, свободнее нас», - считает философ.
Читайте также: Путин не наигрался, вопрос большой войны с Россией уже не стоит - украинский разведчик
«Смысл не в том, чтобы победить, а в том, чтобы погрузить во мрак весь этот праздничный, нарядный, богатый, жизнелюбивый и бесконечно чуждый западный мир. Мы готовы уйти в небытие, но при этом все равно заберем вас с собой, даже если вы разрушите нашу страну… Об этой системе автоматической мести "мертвая рука" любят говорить российские записные публицисты в зомбоящике. Труднообъяснимый комплекс нелюбви к жизни, недоверия к жизни, непонимания жизни», - продолжает Эпштейн.
«Любовь к жизни так и не зародилась в масштабе всего общества – любовь к заполнению внутренней пустоты чем-то позитивным: городами, деревнями, дорогами, заводами, открытиями, изобретениями. Не случилось, не сработало. И только когда раздались воинственные кличи – “на Киев”, “на Европу”, “на Америку” и так далее, – тогда почувствовался какой-то эмоциональный заряд, интерес к тому, чтобы дальше расширять это пространство, внутри себя достаточно разреженное», - уверен Эпштейн.
«Россия – одна из самых малонаселенных стран, а Сибирь – вообще наименее обитаемое место на Земле. И всюду, куда приходит это пространство, будь то Абхазия или Восточная Украина, занятые места оказываются столь же призрачными, выморочными! Ничто там не радуется жизни, все приходит в запустение. Так же было, когда Советский Союз раздвигал свои пределы на Запад, на Прибалтику, на Восточную Европу», - добавил философ.
Как сообщал ONLINE.UA, российский политолог Глеб Павловский считает, что Россия поставила себя в зависимость от Китая, поэтому ни о каком "встать с колен" для Кремля речь уже не идет.