США готовятся к "войне" с Россией, несмотря на слова Трампа - западные СМИ
Категория
Мир
Дата публикации

США готовятся к "войне" с Россией, несмотря на слова Трампа - западные СМИ

США готовятся к "войне" с Россией, несмотря на слова Трампа - западные СМИ
Источник:  The Daily Beast

Президент США Дональд Трамп, возможно, и продолжает публично защищать Владимира Путина и добиваться его расположения, но за кулисами американские политики наконец-то почувствовали российское вмешательство в демократические процессы их страны и тихо готовятся вести информационную войну против России.

Об этом пишет американское издание The Daily Beast в статье, перевод которой сделал ONLINE.UA.

Президентская кампания 2016 года показала возможности использования информации как оружия - невероятно эффективного при правильном использовании. Согласно данным недавнего доклада разведки США, Кремль, используя различные средства - от WikiLeaks до RT и Sputnik - пытался посеять раздор среди американцев. В какой-то степени России удалось увеличить недоверие американцев к государственным институтам и прессе, а также скомпрометировать кампанию Хиллари Клинтон.

"Россия пытается создать гражданский хаос, подвергая сомнению надежность всего и усиливая недоверие к государственным институтам, – сказал Карл Алтау, директор Объединенного Балтийского Американского национального комитета (JBANC), который выступает против российской дезинформации. – Это угроза национальной безопасности. Это то, о чем ответственные граждане должны быть уведомлены".

Российское вмешательство в демократические процессы США застало врасплох многих американских политиков, говорят наблюдатели. Но выводы разведывательного сообщества, как до, так и после избрания Трампа, привели их в чувство.

Читайте также: С Путиным нельзя договориться, есть одно условие решения вопроса Донбасса - российский политолог

"На это не обращали особого внимания до ситуации с Хиллари Клинтон (президентская кампания которой была полностью перевернута с ног на голову из-за хакерского взлома и утечки электронных писем представителей Демократической партии, – ONLINE.UA) прошлым летом, – сказал Дональд Дженсен, старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики – ведущего аналитического центра по вопросам российских военных действий. – Если бы вы еще прошлой весной пошли к сенаторам и законодателям с вопросом о том, существует ли подобная проблема, они бы ответили отрицательно… Но люди начинают с опозданием реагировать".

Изменения начинаются без лишнего шума. Правительство США выделило десятки миллионов долларов на контрпропаганду в отношении России - правка, которая проскочила в ежегодный бюджет оборонной политики, принятый Конгрессом.

Большой вопрос новой инициативы по контрпропаганде заключается в том, как она будет формироваться под управлением Трампа, и будет ли администрация применять пропагандистские средства с умом и для предусмотренных законом целей. Публичное потворствование Путину со стороны Трампа ставит это под сомнение. Новые меры также поднимают еще один вопрос: хорошая ли это идея - давать президенту еще один инструмент пропаганды?

Как правило, когда Конгресс дает ответ врагам Америки, это принимает форму санкций – целенаправленное давление на экономику противника. Противодействие пропаганде и информационной войне - явление более абстрактное, сложное и часто незаметное.

Но двухпартийная инициатива под руководством сенатора-республиканца Роба Портмана и сенатора-демократа Криса Мерфи авторизует выделение $160 млн в течение двух лет на борьбу с пропагандой государственных субъектов с помощью малоизвестной межведомственной службы в Государственном департаменте, которая называется Центр глобального взаимодействия (GEC).

Двухпартийный законопроект по российским санкциям, предложенный в прошлом месяце сенаторами Беном Кардином и Джоном Маккейном, расширит инициативу еще больше. Будут выделены дополнительные $100 млн GEC и другим организациям для поддержки объективной русскоязычной журналистики, против "фейковых новостей" и в поддержку исследования последствий информационной войны.

Межведомственная служба, которая начнет работу позже в этом году, станет первым централизованным ответом на пропаганду России с 1990-х годов, когда после холодной войны контрпропаганда, как казалось, ушла в прошлое.

GEC будет отслеживать иностранные пропагандистские кампании, анализировать их тактику и противостоять им путем выдачи грантов для зарубежных журналистов, общественных организаций и частных компаний.

"За счет прямого противодействия лжи и расширения возможностей местных СМИ и гражданского общества для защиты от внешних манипуляций, этот закон поможет поддержать наших союзников и наши интересы в этом все более нестабильном мире", – сказал Портман в комментарии для The Daily Beast.

Гранты будут предоставляться независимым организациям, например, веб-сайтам вроде Bellingcat и StopFake.org, которые обеспечивают доступ к достоверной информации и противостоят ложным российским интерпретациям событий в Украине.

"Мы не можем реагировать на государственную пропаганду еще большим количеством государственной пропаганды. Правильным ответом будет использование главного преимущества, которое до сих пор есть у западных обществ над авторитарными режимами: действительно надежного, плюралистического гражданского общества", – объяснила Алина Полякова, заместитель директора Евразийского центра Атлантического совета и сторонница законодательства, касающегося GEC.

Центр глобального взаимодействия был создан администрацией Барака Обамы для борьбы с пропагандой ИГИЛ, но усилия Портмана и Мерфи расширили сферу целевой пропаганды, подразумевая Россию в качестве основного антагониста. У инициативы также в 16 раз увеличился бюджет. Согласно данным офиса Мерфи, первоначально для проведения операций у GEC было всего $5 млн в год.

Тем не менее, информационная война остается тем полем битвы, где у россиян гораздо больше преимуществ. Путин подкрепляет свои слова делами: по подсчетам Поляковой, Россия тратит, как минимум, $400 млн в год на информационную войну против США.

"У России есть хорошо продуманная, сложная информационная стратегия, направленная на то, чтобы влиять на освещение событий и политику в западных странах, беспрецедентная по сложности и злонамеренности", – сказала она.

Читайте также: Американский враг Путина дал мрачный прогноз о России и "крымнашизме" в Европе — The Guardian

В отличие от холодной войны, Путину не нужно продвигать идею коммунизма в советском стиле, ему просто нужно подорвать идею американской демократии.

"России не нужно продвигать идеологию, ей просто нужно эксплуатировать расколы в западном обществе и западные сомнения в своих собственных ценностях. На Западе недооценивают эту опасность", – сказал Дженсен.

Вашингтон, с другой стороны, по большей части отошел от антироссийской информационной войны, закрыв в 1999 году Информационное агентство США. Предназначенные для контрпропаганды ресурсы в последние годы были направлены на противодействие исламистской пропаганде, а не пророссийской, и эффективность их была сомнительной.

Центр глобального взаимодействия, согласно оригинальной концепции администрации Обамы, был сосредоточен на поиске потенциальных экстремистов и информировании о борьбе с ИГИЛ. Но у террористов было преимущество над кампанией Запада: США и их союзники не могли договориться о деталях пропаганды против ИГИЛ.

Одна такая акция, которая использовала видео с жестокими сценами – распятые тела, отрубленные головы и прочее – подверглась критике со стороны некоторых экспертов как недопустимая и, возможно, даже полезная для противника.

Другие американские шаги в информационной войне, такие как выделение $24 млн на полеты самолета вокруг Кубы, для передачи спонсируемых США телевизионных программ, которые немедленно блокировало кубинское правительство, были непродуманными или плохо выполнялись.

На рубеже десятилетий Штаты начали активней использовать Интернет и социальные сети для того, чтобы расширить возможности диссидентов и борцов за демократию, включая и проживающих в России. Использование социальных сетей, таких как Twitter и Facebook, дало обратный эффект – сначала Путин посчитал их инструментами США для поддержания усилий по его свержению, а теперь использует их же для распространения фейковых или пророссийских новостей.

Тем не менее, агрессивность России и ее эффективность на этом фронте, в сочетании с американскими неумелыми шагами начали привлекать внимание разведки США. В одном из своих заключительных докладов на Капитолийском холме уходящий директор национальной разведки Джеймс Клэппер предложил, чтобы США восстановили свое Информационное агентство по противостоянию дезинформации.

Эта идея вдохновила законодателей обеих партий. Сенатор-демократ Крис Кунс и сенатор-республиканец Тодд Янг коснулись вопроса борьбы с российской пропагандой на слушаниях по утверждению Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря страны.

"Наши враги используют иностранную пропаганду и дезинформацию против нас и наших союзников, а правительство США до сих пор бездействует. Мы должны развенчать ложную риторику, исходящую от России, Китая и других стран, и расширить доступ к реальным фактам, – сказал Портман The Daily Beast. – Нам нужно внедрять новый закон и запускать в работу новый центр, чтобы он помогал противостоять обширной и дестабилизирующей внешней пропаганде и операциям по дезинформации, которые ведутся против нас нашими врагами за рубежом".

Во всяком случае, Трамп знает силу и эффективность новых средств для борьбы с пропагандой - таких как социальные сети. Как мог бы сказать приятель президента и печально известный конспиролог Алекс Джонс – это война за ваш разум.

Читайте также: Националисты устроят погромы в Москве, и Нацгвардия Путина не поможет — российский политолог

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?