С момента аннексии Россией Крыма в 2014 году напряженность отношений с Западом была высокой и влияла на ситуацию в восточной Украине, Сирии и горячих точках по всей территории бывшего Советского пространства. Менее открыто Москва работает для защиты отдельных участков, жизненно важных для интересов России, путем поднятия ставок для проводимых там США операций. Это проявляется в многочисленных агрессивных перехватах военных самолетов США в полете, особенно над Черным и Балтийским морями. Перехватов, которые, по сообщениям, случаются все чаще, и нацелены отговорить Вашингтон от действий в этом воздушном пространстве.
Частная разведывательно-аналитическая компания США Stratfor рассказала, почему российские войска все более дерзко ведут себя по отношению к американской авиации. Полный отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.
14 апреля российский истребитель Су-27 совершил маневр «бочка» над самолетом-разведчиком США Air Force RC-135, выполняющими полеты в международном воздушном пространстве над Балтийским морем. Всего за три дня до этого два бомбардировщика России Су-24 летали в опасной близости от американского эсминца, также в Балтийском море. Самый последний перехват произошел менее чем за неделю до того, как Совет Россия-НАТО должен собраться в первый раз с 2014 года. Наряду с боевыми действиями в Украине и в Афганистане, военная прозрачность и снижение рисков – своевременные и актуальные темы, учитывая инциденты перехвата – будут обсуждаться на встрече.
Не все перехваты агрессивны. На самом деле, эта тактика является стандартной практикой среди военных, как в воздухе, так и на море. Во всем мире, самолеты и корабли из множества стран регулярно перехватывают, проводят визуальный осмотр и сопровождение других самолетов и морских судов, проходящих через чувствительное воздушное пространство или воды. Военно-воздушные силы, военно-морские силы и береговая охрана во всем мире регулярно проводят перехваты такого рода для обеспечения идентификационной зоны ПВО как, например, в Восточно-Китайском море, в полицейских операциях, таких как миссия НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии или отрабатываемые, по мере необходимости, ситуативные тактики. В этом качестве перехваты почти всегда неопасны; они являются просто средством, с помощью которого страны повышают ситуационную осведомленность и защиту от непредвиденных обстоятельств.
Но некоторые перехваты отклоняются от нормы. В преднамеренной тактике с целью сдерживания сил нации от пересечения определенного пространства самолеты или корабли могут демонстрировать агрессивные маневры, преследовать и запугивать цели. Эти перехваты похожи на взятие на «слабо», брошенный вызов иностранным кораблям продолжить движение по маршруту, несмотря на повышенный риск столкновения, или отступить.
Хотя тактика несет риск повреждений для обеих сторон, у инициатора есть преимущество. Обычно в воздушных перехватах гладкий, быстрый реактивный истребитель нацелен на громоздкий бомбардировщик или самолет-разведчик. Инициатор встречи часто гораздо менее ценен - в денежной стоимости и количестве летного экипажа на борту - чем цель, перехват которой производится, поднимая ставки для руководителей (и членов экипажа), которые решают, как реагировать. В то время как истребитель выполняет опасные маневры вокруг цели, ей остается только гадать о намерениях перехватчика и его мастерстве.
Для России, близкие перехваты предлагают средство для сдерживания судов США без разжигания откровенного боя. Тактика уже отработана Москвой: в июле 2014 года агрессивный полет российского реактивного самолета так встревожил экипаж США RC-135 над Балтийским морем, что он случайно бежал в шведское воздушное пространство, чтобы избежать перехватчика.
Но близкие перехваты не всегда идут по плану. В апреле 2001 года на острове Хайнань, например, произошло столкновение во время близкого перехвата, в результате чего китайский пилот погиб, его перехватчик J-8II был разрушен, и радиоразведывательный самолет США EP-3E был серьезно поврежден. Ряд близких перехватов времен холодной войны также приводил к столкновениям, особенно между судами. Это привело к американо-советскому соглашению об инцидентах на море 1972 года, которое стремилось уменьшить вероятность столкновений и сдержать эскалацию, если столкновения все же возникали. Дальнейшие усилия по ограничению риска эскалации привели к договору по незапланированным столкновениям на море в 2014 году, который заключили Россию и Китай, а также соглашению между Соединенными Штатами и Китаем по урегулированию инцидентов между ними в 2014 году.
Однако последние несколько лет показали, что соглашений не достаточно, чтобы остановить такие опасные тесные сближения, по крайней мере, не между Соединенными Штатами и Россией. И учитывая значительную напряженность в отношениях между двумя странами, в воздушном пространстве или в море столкновение в результате близкого перехвата может спровоцировать ответные меры, что приведет к эскалации, чего ни одна из сторон не хочет. Тем не менее, до тех пор, пока напряженность сохраняется между Россией и Соединенными Штатами, перехваты, скорее всего, продолжатся.