В повседневной жизни бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко выглядит как обычный ведущий домашнее хозяйство папа, который отвозит троих маленьких детей в школу и ждет возвращения молодой жены домой с работы. Возможно, сходит куда-то по делам.
Лесли Уэйн в своей статье для The New York Times, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказала о том, где и как сейчас проживает экс-премьер Украины, и раскрыла громкие подробности и сложности его судебных разбирательств в США.
Но Лазаренко, оказывается, является клептократом мирового класса, который скрывается у всех на виду в Америке. Он является бывшим премьер-министром Украины, где был обвинен в переводе сотен миллионов долларов в свое личное пользование. Организация Transparency International назвала его одним из 10 самых коррумпированных чиновников мира, напоминает издание.
Он находится в розыске в своей родной Украине. Он был признан виновным в отмывании денег в Соединенных Штатах и, заочно, в Швейцарии. Кроме того, его имя в последнее время появились в просочившихся секретных документах, известных как Панамские документы, в контексте дела о коррупции с подозрением о хищении украинского газа для него самого и его политических союзников.
Более того, Лазаренко ведет два ожесточенных сражения с правительством Соединенных Штатов. Одно из них - по вопросу более $250 млн на офшорных счетах в Гернси, Швейцарии и в других местах, которые государство называет плодами "мошенничества, вымогательства, взяточничества, незаконного присвоения и растраты". Второе – его усилия остаться в Соединенных Штатах, где он искал политического убежища после прибытия в 1999 году.
На сегодняшний день Лазаренко очень хорошо справляется. С помощью армии адвокатов он смог предотвратить депортацию, несмотря на то, что отбывал срок в федеральной тюрьме по обвинению в отмывании денег несколько лет назад. Борьба в судах за возвращение его богатств Украине длится уже многие годы. И будет продолжаться еще долгое время.
Он находится в состоянии правовой неопределенности – не гражданин и не обладатель визы – и, тем не менее, может свободно осуществлять деятельность из своего дома в Калифорнии. Дело Лазаренко наглядно демонстрирует, как трудно правительству Соединенных Штатов привлечь к ответственности за то, что оно называет "незаконно нажитое имущество", людей с большой властью и влиянием.
"Это показывает, кто кого превосходит в борьбе с коррупцией, – сказал офицер по борьбе с коррупцией в «Открытом обществе "Правовая инициатива"» Кеннет Гурвиц. – У него есть ресурсы, и на кону много денег".
Адвокат Лазаренко Дэниел Горовиц отказался отвечать на вопросы издания или предоставить возможность поговорить со своим подзащитным.
Сейчас 63-летний Лазаренко живет в округе Марин напротив моста «Золотые Ворота» в Сан-Франциско со своей второй женой и новой семьей.
И хотя его нынешний дом довольно комфортен, это не особняк в Новато площадью 18000 квадратных футов (1672 кв м) – один из крупнейших в Калифорнии – который он купил, прежде чем бежать из Украины в 1999 году, на шаг опередив прокуроров.
Особняк в Новато, также в округе Марин, был конфискован федеральным правительством в 2013 году после того, как Лазаренко стал вторым высокопоставленным чиновником (первым был панамский диктатор Мануэль Норьегу), осужденным в американских судах за отмывание денег. В результате масштабных 53 обвинительных заключений, выдвинутых в 2000 году, правительство установило отмывание Лазаренко $114 млн через финансовые учреждения в США. Политик был отправлен в тюрьму в 2009 году.
"Я была бы разочарована, если бы Соединенные Штаты предоставили ему убежище, – сказала Дарья Каленюк, исполнительный директор "Центра противодействия коррупции" в Киеве. – Это довольно цинично с его стороны - ходатайствовать о предоставлении убежища в Соединенных Штатах, и в то же время бороться с США за $250 млн, которые они заморозили и пытаются вернуть правительству Украины".
Кроме того, Каленюк сказала, что "налогоплательщики США много заплатили за борьбу против его дела в Вашингтоне и Калифорнии".
В Америке эпопея Павла Лазаренко началась, когда его самолет приземлился в аэропорту имени Джона Кеннеди в феврале 1999 года. Он убегал от обвинений в заказном убийстве политического конкурента; он также сам едва избежал покушения. Он покинул страну за несколько дней до того, как украинские прокуроры должны были предъявить ему обвинение в хищении государственных ресурсов (они отложили обвинения, когда он бежал из страны). Он также был объявлен в розыск правительством Швейцарии.
Судя по всему, Лазаренко прибыл в США, ожидая жизни оффшорного олигарха. У него уже был панамский паспорт. Серия скрытых подставных компаний уже переправляла ему деньги, чтобы он мог купить особняк за $6,75 млрд. В крупном поместье, когда-то занимаемом голливудской знаменитостью Эдди Мерфи, есть две вертолетные площадки, несколько бассейнов, банкетный зал и позолоченные дверные ручки. Там его ожидали первая жена и их трое детей, которые уже были зачислены в местные школы.
Конфискованный особняк Павла Лазаренко (Фото: vz.ua)
Также его ожидало ФБР, у которого Лазаренко был в списке разыскиваемых преступников. Его сразу отвезли в тюрьму Куинс (в Нью-Йорке, где и находится аэропорт имени Джона Кеннеди, – ONLINE.UA), и он не провел и ночи в своем калифорнийском дворце. Через год он был осужден по обвинению в отмывании денег. В 2004 году он был признан виновным и, после апелляций, помещен в федеральную тюрьму в 2009 году. После выхода из тюрьмы в ноябре 2012 года он находился в пенитенциарном учреждении Иммиграционной и таможенной полиции, они, впрочем, отказались сообщить, когда его выпустили.
В то время, как Лазаренко находился в тюрьме, дело, возбужденное правительством Соединенных Штатов в 2004 году по конфискации его оффшорных активов, прихрамывая, двигалось вперед. Со временем, правительство точно определило, что деньги Лазаренко спрятаны в островных государствах Гернси и Антигуа, Швейцарии, Лихтенштейне и Литве. Они дали отпор другим претендентам на них и получили приказ на замораживание активов, лишающий Лазаренко доступа к ним. Но случай настолько сложен, включая объемные открытия во многих странах, что, ожидается, что до суда он дойдет не раньше 2018 года.
"Этот случай обходит все в любой категории, – сказал адвокат, специализирующийся в вопросах конфискации активов Дэвид Смит, представляющий Лазаренко. – Это самый большой, самый продолжительный и самый сложный случай. В нем - самое большое количество открытий, и он затрагивает правительства по всему миру. Только ходатайства составляют 10 томов. Несколько случаев длятся в течение 13 или 14 лет. Это ошеломляет".
Совсем недавно, имя Лазаренко всплыло в Панамских документах. Документы, полученные Международным консорциумом журналистских расследований, показывают, что Лазаренко использовал многие приемы зарубежной торговли – подставные компании, адреса на Британских Виргинских Островах и услуги Mossack Fonseca, юридической фирмы, стоящей в центре истории с просочившимися документами.
Панамские документы включают ордер на обыск, выданный в 1998 году на Британских Виргинских Островах (БВО) на все файлы Mossack, связанные с тремя компаниями, имеющими отношение к Лазаренко, Юлии Тимошенко, которая позже стала первой женщиной-премьер-министром Украины и ее мужу. Разрешение давало представителям БВО право "войти в указанные помещения, при необходимости используя силу и взлом" для получения документов.
Одна из компаний, упомянутых в ордерах на обыск – Bassington Ltd. – была подставной компанией на БВО созданной Mossack для хранения акций, и чтобы быть родительской компанией корпорации «Единые энергетические системы Украины», контролировавшей поставки природного газа в Украину. Лазаренко и Тимошенко были политическими союзниками, а также партнерами в ЕЭСУ, которая, по заявлению правительства Соединенных Штатов, позволила перевести миллионы долларов на счета Лазаренко и его сообщников. Большая часть этих денег в настоящее время - на оффшорных счетах, за которые борются Лазаренко и американское правительство.
Файлы Mossack также предоставляют подробную информацию о ключевых деловых отношениях между Лазаренко и его ближайшим украинским ставленником, который занимает центральное место в случае с отмыванием денег в правительстве - украинским бизнесменом Петром Кириченко. Они были совладельцами компании Bainfield Company Ltd. на БВО, которая, по словам правительства США, была использована для "сокрытия и маскировки" денег "противоправным и обманным путем" заплаченных бывшим премьером.
Между ними была многолетняя договоренность, согласно которой Кириченко отправлял Лазаренко 50% прибыли от того, что ФБР называет "мириады преступных схем" в Украине, через Bainfield. Лазаренко является крестным отцом ребенка Кириченко, и их семьи ездили вместе на отдых. Кириченко позже бежал в Соединенные Штаты и стал ключевым свидетелем в деле против господина Лазаренко, помогая отправить его в тюрьму.
Адвокат Лазаренко, Горовиц, отказался давать комментарии. В судебных документах он сравнил Лазаренко с Жаном Вальжаном, гонимым, но нравственным героем романа Виктора Гюго "Отверженные", за которым охотится одержимый полицейский инспектор. Американское правительство, сказал он, подошло к Лазаренко с "интенсивностью, как правило, зарезервированной для наркобаронов, распространителей детской порнографии или других особо опасных лиц".
Горовиц, знаменитый адвокат и частый телевизионный комментатор, путешествовал по всему миру, собирая доказательства для защиты Лазаренко. Его веб-сайт говорит, что "прозападные взгляды Лазаренко и его вера в свободную экономику возмутили диктаторов Украины и привели к закулисной сделке, которая привела к его аресту. Украина так и не оправилась".
В ходе судебных баталий личная жизнь Лазаренко сильно изменилась. Сейчас он женат на Оксане Циковой, которая была его переводчиком на суде 2004 года и в то время вынашивала его ребенка - первого из трех. Цикова владеет их нынешним домом в округе Марин, стоимость которого оценивается в $1,8 млн, с доверенностью на ее имя. Она также является адвокатом в фирме Горовица.
Весьма сомнительно, что он вернется в Украину. Прокуратура сказала, что Лазаренко будет арестован, и накопила доказательства против него.
На данный момент, Лазаренко ссылается на бедность. В поданных судебных документах он говорит, что не имеет никаких доходов, должен бывшему адвокату $100 тысяч и полагается исключительно на зарплату жены. Лазаренко также говорит, что у него нет разрешения на работу, и поэтому является безработным. Более того, судя по всему, он не говорит по-английски и полагается на переводчика.
Не каждый верит в историю Лазаренко. Марта Борщ, бывший главный обвинитель в его деле об отмывании денег, сказала: "У него осталось еще много денег, и они спрятаны".
Один из самых больших вопросов - почему преступник Лазаренко все еще не депортирован из США.
"Это кажется мне странным, – сказал Кеннет Гурвиц. – У вас 12-летних детей из Центральной Америки выгоняют, и он все еще здесь".
Как правило, судимость не запрещает лицам, ищущим убежища, подавать прошение в иммиграционный суд. Марк Ван Дер Хаут, бывший иммиграционный адвокат Лазаренко, отказался комментировать это дело, но сказал, что не было ничего необычного в том, чтобы случаи о предоставлении убежища тянулись годами. Миграционная и таможенная полиция принципиально не комментирует отдельные случаи.
Борьба за офшорные активы Лазаренко накаляется. Недавно он добавил Blank Rome, одну из крупнейших в стране юридических фирм, в свою команду, которая утверждает, что правительство не обладает юрисдикцией, чтобы конфисковать его офшорные миллионы, так как они не были сданы на хранение Соединенным Штатам, а лишь были пропущены через короткие электронные переводы.
"Деньги были в Соединенных Штатах в течение нескольких секунд, – сказал Дэвид Смит из Smith & Zimmerman который работает с Blank Rome. – Этого недостаточно, чтобы показать, что они имели какое-то отношение к США".
Некоторые эксперты говорят, что Лазаренко добивается успехов. "Это такой политически чувствительный случай, – говорит Линда Дж. Кандлер, адвокат из Калифорнии, которая представляет Центр противодействия коррупции в Киеве, который хочет возвращения денег в Украину. – Лазаренко рьяно борется. У него есть хорошая группа советников, и они предоставляют твердые аргументы".
В конце концов, возможно, лучшим случаем для сравнении с делом Лазаренко является пресловутое разбирательство «Джарндисы против Джарндисов» из романа Чарльза Диккенса "Холодный дом".
"Это похоже на что-то из романа 19-го века, – сказал Смит. – Похоже, что этот случай будет продолжаться вечно".