В результате теракта во французской Ницце, где вечером 14 июля террорист на грузовике въехал в гуляющих людей, погибли 84 человека, сотни ранены. Среди погибших - один украинец, еще двое пострадали. Президент Франции Франсуа Олланд объявил о продлении чрезвычайного положения и трех днях траура, начиная с субботы, 16 июля.
ONLINE.UA собрал рассказы людей, которые стали свидетелями этой трагедии, обнародованные в западных СМИ.
Это была прекрасная ночь в Ницце, вспоминает Дэмиен Аллеманд. Тысячи людей стекались к приморской набережной, чтобы посмотреть фейерверк в честь любимого праздника Франции - Дня взятия Бастилии (который отмечается 14 июля, - ONLINE.UA). Свет и музыка лилась из ресторанов, радостные возгласы сменялись фейерверками.
Аллеманд, репортер местной газеты Nice Matin, уже уходил с набережной, когда услышал звуки выстрелов. Секундой позже огромный белый грузовик, "грузовик смерти", как он назвал его, с ревом промчал всего в нескольких метрах от мужчины. Он ехал на толпу так, будто был намерен убить как можно больше людей.
Свидетель теракта Тони Молина рассказал CNN, что не видел водителя, но грузовик двигался под разными углами, слева направо, на скорости около 25-30 миль в час (около 40-45 км/ч – ONLINE.UA).
"Я видел тела, разлетающиеся на его пути, как кегли. Слышал звуки, завывания, которые я никогда не забуду", - написал Аллеманд на французском сайте Medium, сообщает The Washington Post.
На какое-то мгновение Аллеманд застыл на месте. Люди проходили мимо него, кричали, плакали. Он услышал, как кто-то закричал: "Ищите убежище", а еще кто-то вопрошал "Где мой сын?". Наконец, он развернулся и побежал.
Ален Будэйл, владелец ресторана, где Аллеманд нашел укрытие, рассказал Time, что это нападение было "бойней".
"Я слышал крики, плач, и это выглядело как боулинг, людей подбрасывало в воздух на два или три метра, - сказал он. - Перед моим рестораном на улице лежало, по меньшей мере, десять мертвых людей".
The High Club, ночной клуб по соседству, был превращен в полевой госпиталь, сказал он, как и фойе шикарного отеля Negresco, куда были эвакуированы некоторые из раненых.
Марьям Вайолет, иранская журналистка, которая находилась на отдыхе в средиземноморском городе, рассказала The Guardian, что видела, как грузовик ехал по людям, которые шли по пешеходной зоне, буквально через несколько минут после окончания фейерверка: "Все были в полном шоке, я увидела, как люди вдруг начали убегать и кричать".
"Люди кричали: "Это теракт, это теракт". Было ясно, что водитель делает это сознательно, - рассказала она. - Я шла почти милю, и везде были трупы, накрытые синими простынями".
Вайолет сказала, что видела двух сестер и брата из Польши, которые потерял еще двух братьев, и другую семью, у которых погибла мать.
"Было так много мусульман, которые стали жертвами, потому что я видела них на голове платки, а некоторые говорили на арабском языке, одна семья потеряла мать и по-арабски, они говорили, что она мученица", - рассказала женщина.
Многие семьи в результате теракта были разделены, потеряли друг друга в хаосе. Одна из жертв, Грейс-Энн Морроу, в интервью BBC описала, как на была разделена со своими тетей и дядей, и отчаянно их искала. "Я понятия не имела, что происходит, - сказала она. - Это был полный хаос. Люди кричали, дети плакали, охранники говорили по рациям. Я только немного говорю по-французски, но можно было разобрать слова, которые они бормотали. Такие как "самоубийство, самоубийство". И ты просто думаешь: "О, Боже мой, что происходит?". Это было так неожиданно. На минуту тебе кажется, что это была шутка".
Член французского Национального собрания из департамента Приморские Альпы Эрик Сиотти описал последние минуты нападения на французской радиостанции Европа 1, заявив, что некоторые люди пытались избежать нападения, прыгая в море.
Он рассказал, что один человек запрыгнул на грузовик, чтобы попытаться остановить его, сказав: "Именно в этот момент полиции удалось нейтрализовать террориста. Я никогда не забуду взгляд этой женщины-полицейского, которая остановила убийцу".
Надер Эль-Шафеи, бывший банкир из Каира, который приехал в Ниццу в отпуск, столкнулся лицом к лицу с водителем грузовика. Он рассказал журналистке Линде Харвье о том, как после того, как грузовик врезался в толпу Эль-Шафеи вышел перед грузовиком и замахал руками водителю.
"Я махал водителю, чтобы он остановился, что под его грузовик попала девушка. Я видел, что он потянулся за телефоном, как я думал, а в этот момент я все еще считал, что это несчастный случай, а потом я вижу, что он достает пистолет. Он был похож на "Глок". Он вытащил его, и я понял, что что-то не так ... а потом я увидел, как полиция стреляет в него".
"Все начали бежать, сказал он. Полицейские кричали, чтобы он отошел в сторону. "Я не мог бежать, - вспомнил очевидец - Я просто оцепенел".
Он также сказал, что когда был на набережной, мысль о терроризме приходила ему в голову.
"За пять минут до того, как это случилось, я думал, что кто-то сумасшедший мог бы сделать что-то в этом спокойном месте. Я привык к подобным действиям на Ближнем Востоке, но я никогда не был так близко к ним. Я сказал своим друзьям: «Теперь мы не можем поехать в Европу, чтобы избежать Ближнего Востока. Теперь Ближний Восток может произойти где угодно".