Президент США Барак Обама и европейские лидеры попытались продемонстрировать единый фронт на саммите НАТО, начавшемся в пятницу, и Обама назвал преувеличением любые опасения насчет того, что решение Великобритании покинуть ЕС распространится более широко – на трансатлантический альянс безопасности. Но под внешним лоском в Варшаве появилось все больше доказательств появления трещин в единстве Европы, которые выходят за рамки видимого «развода» с Британией. Большая их часть касается вопроса о том, нужно сдерживать или умиротворять Россию, поскольку она продолжает непредсказуемо продвигаться на восток НАТО.
Марк Лендер и Дэвид Сэнджер в статье «В единстве НАТО, испытываемом Россией, видны трещины» для The New York Times, перевод которой сделал ONLINE.UA, провели анализ первого дня Варшавского саммита Альянса и проблем, с которыми столкнулись его страны.
От экономических санкций стран НАТО, оказывающих давление на Россию, до военных учений Альянса, призванных сдержать её, во всем этом Германия, Франция и Италия показывают признаки колебания в жесткости позиций, занятых ними после того, как президент России Владимир Путин аннексировал Крым два года назад.
Премьер-министр Италии Маттео Ренци недавно принял участие в Санкт-Петербургском экономическом форуме, конференции, подобной той, которая проводится в Давосе, и созванной Путиным, от которого держится в стороне большинство европейских лидеров. Президент Франции Франсуа Олланд говорил о необходимости сотрудничать с Россией. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер подверг критике масштабные военные учения в Польше в прошлом месяце за провоцирование россиян. Он назвал это "бряцанием оружием".
"Путин испытывает все эти страны, и разделяет некоторые из них", – считает Николас Бернс, бывший посол Соединенных Штатов в Организации Североатлантического договора. Бернс, который только что завершил поездку в Европу, сказал: "Я был поражен разногласиями в руководстве Европы о том, как реагировать на эти вызовы".
Разногласия о том, как четко сигнализировать большую решительность Альянса - такого, который готов дать ответ, если Путин перегнет палку, или нанести ответный удар, если Россия атакует бывшее советское государство, которое в настоящее время входит в НАТО – были видны на встрече в разных формах.
Когда администрация Обамы в пятницу опубликовала список из 17 учений НАТО и других военных учений, в который приняли участие Соединенные Штаты, – включая те, которые проходили в Польше – она поставила их в рубрике "гарантии США по сдерживающим усилиям в поддержку союзников НАТО" (U.S. Assurance and Deterrence Efforts in Support of NATO Allies).
До аннексии Крыма члены Альянса редко использовали слово "сдерживание", говоря о России. Россияне часто приходили на подобные встречи, как часть "Совета Россия-НАТО", что должно было убрать любое чувство конфронтации в отношениях.
Перед началом саммита НАТО согласился добавить киберпространство в список сфер конфликта, наряду с наземными, воздушными, морскими и космическими операциями. Это было задумано как предостережение для россиян, говорят чиновники, ведь РФ использует гибридные методы разрушения, в том числе кибератаки, которые в последнее десятилетие ударили по Эстонии, Грузии и, совсем недавно, по электрическим энергосистемам Украины.
Пожалуй, самым заметным показателем разногласий в вопросе открытого сдерживания России и прекращения любых потенциальных провокаций является ядерное оружие, которое однажды стало залогом способности Альянса держать Россию в узде.
В течение первых нескольких лет пребывания при власти администрации Обамы были дебаты внутри НАТО о том, чтобы избавить Европу от ядерного оружия, которое хранится на континенте и может быть использовано многочисленными самолетами НАТО.
В настоящее время, говорит Томас Карако, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, "голоса, ранее призывающие к выводу (ядерного оружия с континента, – ONLINE.UA) стали гораздо тише".
Кроме того, издаваемый альянсом журнал "NATO Review" недавно предположил, что ядерное оружие вновь должно занять центральное место в планах по обороне Альянса. "Силы, участвующие в ядерной миссии, должны осуществлять учения открыто и регулярно, не компрометируя их специфику, – говорится в журнале, который, по словам представителей НАТО, не обязательно отражает официальную позицию. – Такие учения должны включать в себя не только государства с ядерным оружием, но и других неядерных союзников".
Чтобы держать россиян в догадках, говорится в статье, "упражнения не должны указывать на какие-либо конкретные ядерные пороги", которые могли бы показать россиянам, что нужно, чтобы спровоцировать ядерную реакцию.
Трудно себе представить, например, немцев, подписывающихся на участие в такой стратегии. Но администрация Обамы поощряет улучшение и сохранение некоторых видов ядерного оружия, в то же время, пообещав уменьшить его количество.
Политика также играет определенную роль в изменении взглядов в Европе. Штайнмайер является лидером Социал-демократической партии Германии, и его критика по поводу военных учений в Польше была рассчитана частично на то, чтобы отделить его левоцентристскую партию от консервативных христианских демократов канцлера Ангелы Меркель перед выборами в следующем году.
В своем выступлении в парламенте Германии в четверг Меркель подтвердила традиционное послание насчет поддержки политики сдерживания стран НАТО и ведения диалога с Москвой. Она подчеркнула, что бывшие советские члены Альянса были "глубоко обеспокоены" последними действиями России в Крыму и на востоке Украины, а также на западных границах РФ.
Тем не менее, она настояла на том, что прочное сдерживание и диалог "неразрывно связаны", и дала высокую оценку не только консервативному министру обороны Урсуле фон дер Лайен, но и Штайнмайеру.
За последние два года Германия стала играть более активную роль в мире – в дипломатическом и военном планах. Она недавно увеличила военные расходы в этом году до чуть более, чем 37 миллиардов евро. Тем не менее, это все еще намного ниже цели, поставленной на саммите НАТО в Уэльсе.
Обама после встречи утром в пятницу с лидерами Евросоюза пытался преуменьшить опасения о том, что выход Великобритании ослабит европейскую решимость. Он признал, что голосование за Brexit "заставило некоторых предположить, что вся система европейской безопасности и процветания рушится". Но добавил: "Позвольте мне лишь сказать, что, как это часто бывает в моменты изменений, эта гипербола неуместна".
Президент выразил уверенность в том, что Великобритания и Европа смогут договориться о дружественном "разводе". И сказал, что, в конечном итоге, желание Великобритании выйти из ЕС не прекратит санкции, введенные Соединенными Штатами и Европой против путинской РФ.
Дональд Туск, бывший польский премьер-министр, который сейчас является главой Европейского союза, повторил это послание и пообещал, что другие члены союза не последуют примеру Великобритании.
"Brexit, каким бы грустным и значимым он ни был, это лишь случай, а не начало процесса, – сказал он. – Всем нашим оппонентам внутри и снаружи, которые надеются на продолжение Brexit, я хочу сказать громко и ясно: вы не увидите на экране слов «продолжение следует»".
Но даже если Великобритания будет единственным случаем, некоторые аналитики считают, что ее отсутствие будет непропорционально ощутимо.
"Британия играла роль крутого парня в Европейском союзе, – сказал Бернс. – Если они выйдут, мы потеряем самого опытного и трезвомыслящего партнера по таким вопросам, как санкции в отношении России".