Маланка - традиционный праздник накануне Василия или Нового года по юлианскому календарю. Празднование Маланки в аутентичном виде сохранилось преимущественно в селах Буковины и Галичины. Как передает ONLINE.UA, экспедиция Ukraїner в течение нескольких лет снимала, как происходит одно из самых зрелищных действ в Красноильске, Вашкивцах, Космачи.
Как празднуют Маланку в Красноильске
Самая большая и самая известная из всех буковинских Маланок происходит в поселке Красноильск, что на границе с Румынией. 13 и 14 января сотни людей в причудливых костюмах выходят на улицы поселка с представлениями, песнями и танцами, празднуя приход нового года.
Традиции празднования Маланки в этом поселке более родственные с центрально, чем с украинскими обычаями. Это одна из причин уникальности Красноильская Маланки на территории Украины. Вторая важная причина - Маланка является самым важным праздником для всех в поселке, здесь его всегда ждут, лелея столетние традиции.
Возглавляемая Комендантом Маланкарская ватага обычно состоит из Царей и Цариц, роли которых чаще всего выполняют дети, одетые в белые костюмы, щедро расшитые бисером. Есть также персонажи в масках: пузатые Дед и Баба в этническом наряде Врач, Жид (его легко узнать по очень высоким цилиндром на голове и большим горбатым носом), Цыганка с «ребенком» на руках.
И самыми яркими героями Маланки в Красноильске является, несомненно, Цыган и Медведь. Костюмы медведей делаются из сена или соломы, которую специально заготавливают еще с лета. Цыгане же перемазанные сажей и увешаны шкурами и мехом животных.
Всю ночь ватаги меланкарей ходить дворами, поздравляя и развлекая хозяев. В нескольких заранее подготовленных для этого домах останавливаются на долгое время, чтобы отдохнуть и как следует подкрепиться. А во время парада Маланок отряды с разных углов одна за другой выходят на центральную улицу поселка и уходят, разыгрывая свою новогоднее представление.
Вашкивецкая Переберия
Каждый населенный пункт на Буковине, который так или иначе вступает в маланкування, имеет свои особенности проведения действа, своих персонажей и уникальную историю празднования Маланки. Вашкивецкая Переберия смогла не только выжить в условиях имперских и советских запретов, но и приобрести уникальные черты и трансформироваться в соответствии с вызовами современности.
В Вашкивцах есть шесть углов (частей города): Нижний, Верхний, Затепличний, Гнатышин, Кошков и Старый. Ежегодно на Маланку углы соревнуются между собой за самые изобретательные костюмы и маски, а также придумывают новые образы.
Маланкуваты в Вашкивцах начинают ближе к вечеру 13 января. На улицах понемногу собираются молодые участники, чуть позже к ним присоединяются старшие, звучит музыка. Поздним вечером все сходятся на кладку на грани Гнатишиного и Верхнего углов на «боронки» между Медведями и Цыганами. После «боронки» Маланка группы начинают ходить по домам, колядовать и танцевать.
Утром 14 января начинается фестиваль «Вашкивецкая Маланка». Ряженые снова собираются в центре города, поют и развлекаются. Если в это время по улице проезжает машина, праздничная процессия останавливает ее и привлекает водителя к своим развлечений. Здесь же проходит конкурс на лучшую маску.
Космацкая Щедра
Космач - одно из крупнейших гуцульских сел, имеет 32 выселки. 13 января здесь празднуют Маланку, которую местные называют Щедрою. Готовясь к действу, маланкари шьют себе костюмы и изготавливают маски. В древности маски украшали вышивкой, раскрашивали, нашивали мех. Сегодня маски делают также из силикона, особенно современные вариации традиционных образов.
Главными персонажами космацкой Маланки, как и везде, есть Маланка и Василий. Сегодня их все чаще трактуют как пару молодоженов, и они, хоть и возглавляют ходу, не всегда являются самыми активными ее участниками.
Маланкарская походка - это своего рода театр, где каждый имеет свою роль. Но в отличие от традиционного украинского вертепа, где все происходит вокруг сюжета рождения Иисуса, космацка Маланка не использует сценарий.
Сейчас в селе есть примерно пять-шесть Маланкарская групп. Действо начинается днем 13 января и продолжается до самой ночи. Группа посещает все дома на своем поселке, обязательно щедруют у тех домов, представители которых в группе. А там, где нет представителя, Черт идут спрашивать, можно ли защедруваты.
Традиционная Маланка имела своей задачей пожелать благополучия и развеселить хозяев. В конце действа обязательно должны станцевать перед домом танец «на коноплю». Им вызывают будущий урожай и желают хозяевам, чтобы все хорошо уродилось.
Как сообщал ONLINE.UA, героем второй истории для Ukraїner о крымских воспоминания х стал политический и общественный деятель, один из лидеров крымскотатарского национального движения Мустафа Джемилев.