О том, какое значение для создания украинской национальной церкви имеет предстоящий Всеправославный Собор, как этому будет противодействовать РПЦ, и почему для Русской церкви критична потеря Украины в интервью ОNLINE.UA рассказал российский блогер, публицист и драматург Владимир Голышев.
- Скоро начнется Всеправославный (Восьмой Вселенский) Собор на Крите (должен начаться 16 июня). Какие шансы у украинского православия получить автокефалию?
- По сравнению с жителями России, украинцы очень религиозны. Причём по-настоящему, с крестьянской основательностью. В России церковь всегда была и остаётся «казенным» учреждением, обслуживающим интересы власти, а в Украине церковь – своё, родное, насущное. Другая важная особенность – отсутствие монополии. В Украине сразу несколько православных церквей (не считая УГКЦ, которую также вполне можно назвать православной), и ни одна из них не претендует на то место, которое в России занимает РПЦ. Главное богатство каждой из украинских церквей – люди, которым они нужны.
Многое изменилось после Майдана. Во-первых, пошатнулись позиции Московского Патриархата. Во-вторых, вышел на финишную прямую процесс формирования украинской нации. Единая национальная церковь могла бы сыграть здесь огромную роль. Очевидно, что этого хотели бы все – и руководство страны, и народ, и многочисленные друзья Украины по всему миру, и Константинопольский Патриархат, под омофором которого новая церковь должна возникнуть. Очевидно, что на Крите именно этот вопрос станет главным. Именно он – главный камень преткновения.
- Из-за позиции Московского Патриархата?
- Конечно! Ведь для московской церковной бюрократии Украина гораздо важнее России. Именно там находится львиная доля ее приходов. Причём настоящих – не фиктивных. Возьмём «пасхальную статистику». В Украине втрое больше людей посещает пасхальное богослужение, чем в России. Это при том, что население в Украине намного меньше! А в обычные дни храмы в России, вообще, пустуют. Потому потеря Украины для Московского Патриархата будет катастрофой. С другой стороны, избежать этого невозможно. Можно лишь замедлить ее неизбежный уход.
- Константинополь и политическая власть Турции готовы способствовать украинской автокефалии?
- Константинопольский Патриархат сегодня выступает как «патентное бюро», предоставляющее различным национальным церквям своего рода «православную франшизу». Восстановить отношения с Киевом, оставив за бортом Москву – это, конечно, огромный успех!
Что касается Турции, то сегодня ее руководство склонно поощрять всё, что ослабляет Россию. Тем более, Собор перенесли из Стамбула на Крит по настоянию РПЦ. Впрочем, влияние Турции на церковные дела не следует переоценивать.
- Возможен ли конфликт между Константинополем и Москвой за Украину?
- Конфликт уже идёт. РПЦ использует все рычаги для срыва Собора. Не думаю, что это получится. Хотя сейчас уже очевидно, что состоится он в несколько урезанном формате. Главная цель Москвы – заставить Константинополь отложить на неопределённый срок решение «украинского вопроса». Возможно, это получится. И тогда церковное будущее Украины будет зависеть от состояния дел в России.
- Как это связано?
- РПЦ сильна и опасна ровно в той степени, в какой сильно и опасно российское государство. И ровно до тех пор, пока государство в ней нуждается. «На общих основаниях» Московский Патриархат - очень сомнительная организация, явно занимающая не своё место.
- Есть еще один игрок — Ватикан. Какие у них интересы?
- Ватикан сегодня - стратегический союзник Москвы. В Гаване римским папой и московским патриархом было подписано некое подобие «пакта Молотова-Риббентропа». Новые союзники заявили о намерении защищать «консервативные ценности», напоминать Европе о ее «христианских корнях» и прочих «духовных скрепах». Это очень важный документ, который не следует недооценивать. Ватикан скинул овечью шкуру и вступил в борьбу за политическое влияние в Европе. Поддержка Москвы ему очень нужна.
Конечно, Ватикан никогда не выступит против Константинополя открыто. Но объективно он заинтересован в срыве «украинского проекта». Ватикан не может радовать уход под константинопольский омофор украинских греко-католиков и появление новой православной Церкви - самой большой в мире! При этом Московский Патриархат без украинских приходов переместится аж на третью строчку, уступив «серебро» Румынской православной церкви.