У Европейской комиссии нет свободных денег в бюджете и нет четкого способа помочь финансировать дополнительные расходы на транспортировку украинского зерна после прекращения действия Черноморского соглашения.
Источник: Reuters
ЕС не знает, как решить проблему с украинским зерном
В этом месяце Россия отказалась от черноморского зернового соглашения под руководством ООН, которое позволяло безопасный проход украинских грузовых судов, загруженных зерновыми, масличными культурами и пшеницей.
Украине, одному из крупнейших в мире экспортеров зерна, теперь придется почти полностью полагаться на дорогие маршруты через Европейский Союз, а самая дешевая альтернативная артерия, река Дунай, после бомбежек не в состоянии увеличить свой объем настолько, как надеялись.
В результате Международный валютный фонд оценил рост мировых цен на зерно в 10-15%.
В письме от 21 июля, с которым ознакомилось Reuters, Министерство сельского хозяйства Украины обратилось к верховному представителю ЕС по торговле Валдису Домбровскису, чтобы Комиссия предоставила финансовую помощь для покрытия дополнительных транспортных расходов на использование альтернативных маршрутов ЕС, известных как «Пути солидарности». Украина оценивает прибавочную стоимость в 30-40 долларов за тонну.
В письме также содержится просьба о расширении путей солидарности на 1-1,5 миллиона тонн в месяц через «зеленые коридоры», в частности, к Адриатическому морю, странам Балтии, Германии и Нидерландам.
Один дипломатический источник сообщил, что денег очень не хватает и значительные средства могут поступить только после промежуточного пересмотра бюджета, на это может потребоваться еще несколько месяцев.
Экспорт зерна через Европу
За прошлый год, благодаря соглашению, Украина переместила 60% своего экспорта через пути солидарности и 40% через Черное море.
Из объема транспортировки через соседние страны ЕС около двух третей движется вдоль дельты Дуная, преимущественно через Румынию, которая также является самым эффективным и дешевым коридором.
В понедельник Россия разбомбила украинские порты и силосы на Дунае. Это ослабило надежду ЕС увеличить объемы, транспортируемые по Пути солидарности, с примерно 3 миллионов тонн в месяц до 5-5,5 миллионов тонн в месяц до конца года, причем на Дунай будет приходиться до 4 миллионов.
Другим вариантом, который продвигает Литва, был бы Балтийский коридор, но он предусматривает два смены путей, что придает еще больше затрат.
Всего с мая 2022 по июнь этого года через ЕС и Молдову прошло около 45,5 млн тонн украинского аграрного экспорта, из которых 41 млн - зерно.
Читайте также:
ЕС предложил решение проблемы с запрещением импорта украинского зерна;
РФ заблокировала инспекцию судов в Босфоре. Это ставит под угрозу зерновое соглашение;
Болгария заявила о намерении запретить поставки украинского зерна