У Кремля есть еще одна точка, где он схлестнется с Америкой - частная разведка США
Категория
Мир
Дата публикации

У Кремля есть еще одна точка, где он схлестнется с Америкой - частная разведка США

У Кремля есть еще одна точка, где он схлестнется с Америкой - частная разведка США
Источник:  Stratfor

Центральная Азия когда-то была главным "призом" в так называемой "Большой игре", здесь в разное время сталкивались интересы россиян, британцев, персов, монголов и турок. Находясь на пересечении русских степей, неиспользуемых земель западного Китая, горных переходов на Индийский субконтинент и территории современного Ближнего Востока, регион является одновременно барьером и мостом для многих сил. Это путь торговли и главная дорога для вторжения, огромный стратегический буфер и котел, в котором возможна серьезная нестабильность. Это территория, которую её соседи не могут себе позволить удержать, но не могут и проигнорировать.

В своем новом анализе американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor рассказывает о важности Средней Азии и том, какую роль, в случая нестабильности региона, будут играть основные заинтересованные в нем страны – Китай, Россия и США. Отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.

При всей своей стратегической важности, среднеазиатский регион охвачен проблемами. Многие из них - пережитки советской эпохи, когда внутри одной страны возводились границы и создавались очаги этнической конкуренции и противостояния разных политических династий.

Помимо этих проблем, население региона увеличилось почти в два раза с момента падения Советского Союза, особенно в Ферганской долине. Снижение сельскохозяйственного производства, сложности с национальной идентичностью, снижающиеся цены на нефть, проблемы с денежными переводами от работающих в России, а также слабые международные инвестиции в Центральную Азию только добавили проблем лидерам региона.

Несколько событий в последние месяцы опять привлекли внимание всего мира к Средней Азии. Серия небольших вспышек насилия произошла вдоль спорной границы Узбекистана и Кыргызстана, что усилило конкуренцию из-за истощающихся водных ресурсов. Также недавно произошел теракт в Кыргызстане, который был совершен уйгурами, - а это уже вызывает опасения, что боевики из Центральной Азии, обученные в Сирии, могут принести свои новые навыки домой. Тем временем правительство  Казахстана после нападений исламистов  вдвое усилило свою деятельность по подавлению сопротивления боевиков - в процессе избавляясь также от своих политических оппонентов. А 2 сентября  умер президент Узбекистана Ислам Каримов, в связи с чем стране предстоит первая с тех пор как, она стала независимым государством, смена власти. Несмотря на то, что у страны, кажется, есть план преемственности (и первый переход у соседнего Туркменистана десять лет назад прошел относительно гладко), новому лидеру предстоит столкнуться с кипящими социальными проблемами и клановой конкуренцией.

Это, впрочем, не означает, что одно из этих событий станет некой последней каплей, а их совпадение также не является аномальным в регионе, изобилующем небольшими локальными кризисами. Тем не менее, эти события напоминают о слабо удерживаемой стабильности в Центральной Азии и поднимают вопрос о том, что будут делать державы, у которых есть интересы в регионе, если этой стабильности не станет.

Обычные подозреваемые

Так каким бы образом решалась проблема серьезной нестабильности в Центральной Азии? История, география и военные реалии указывают на то, что на первой линией обороны будет Россия. Будучи традиционным гарантом безопасности в Центральной Азии, Россия имеет военные базы в Кыргызстане и Таджикистане, двух из трех региональных членов Организации Договора о коллективной безопасности (третьей страной является Казахстан). Кроме того, опасения Москвы по поводу распространения этнических беспорядков и терроризма и ее стратегические соображения в отношении стран на периферии закладывают основы присутствия России в Центральной Азии.

Но Россия занята другими проблемами в других местах. Все еще погрязшая в экономической рецессии страна была вынуждена пересмотреть даже неприкосновенность своего оборонного бюджета. Больше того, не так давно она вывела и реорганизовала часть своих войск в Центральной Азии. В случае, если регион начнет распадаться, Москва столкнется со стратегической дилеммой. Принимая во внимание участие России в конфликтах в Сирии  и в Украине, Кремлю, возможно, придется рассмотреть вопрос о предоставлении Китаю разрешения о расширенном присутствии в Центральной Азии.

Китай постоянно укреплял свои связи с Центральной Азией, ориентируясь в первую очередь на энергию и ресурсы, а затем на вопросы торговли и инфраструктурных проектов; совсем недавно Китай перешел здесь к вопросам обороны и сотрудничества в сфере безопасности. В конце концов, Центральная Азия предлагает путь в Европу далеко от охраняемых США морей и огромного буфера нестабильности и исламистской воинственности на Ближнем Востоке и в Юго-Западной Азии.

Но, с ростом вовлеченности Китая в дела Центральной Азии, росла и его зависимость от региона, и, в свою очередь, необходимость обеспечить там свои интересы.  Нападение на посольство Китая в Кыргызстане  было напоминанием о том, что деятельность Пекина в Центральной Азии может сделать Китай более серьезной целью, и не только для членов уйгурской диаспоры, но и для пострадавших местных жителей. Этнические и языковые связи между китайскими уйгурами и этим регионом представляют для Пекина уникальную проблему. Если стабильность в Центральной Азии пошатнется, Китай может оказаться в центре кошмарного сценария – прямо у него на границе будет потенциальное убежище для сепаратистских боевиков. Такая перспектива может заставить Пекин, который до сих пор не участвовал в военных действиях в странах третьего мира (кроме как в операциях ООН), пересмотреть свою позицию.

Еще, конечно, есть Соединенные Штаты. Страна развивала свои военные отношения с Центральной Азией, нацеленные на оказание помощи в войне в Афганистане и на возможность осуществлять деятельность на периферии России, так же, как это делает Россия на периферии Европы. Но во многих отношениях, Центральная Азия - это последнее место, где Соединенные Штаты (которые в первую очередь являются морской державой) готовы вмешаться в случае серьезной угрозы безопасности. Хотя вооруженные силы США являются силами вторжения, море для них – это основа для транспортировки войск и грузов, а также для применения силы.

Политические осложнения, связанные с поставками через третьи страны, и материально-технические проблемы перемещения тяжелых поставок по воздуху или наземными соединениями только еще больше усложняют вопросы расстояния, как показала война в Афганистане. Несмотря на потенциал нестабильности в Центральной Азии и возможность того, что в хаотичном регионе может возникнуть еще одно "убежище для террористов", последствия интервенции в Центральную Азию сколь-нибудь значительного масштаба делают ее возможность маловероятной.

Кроме того, после нескольких лет устойчивого военного вмешательства в Афганистане и Ираке, а также с бюджетными и социальными факторами у себя дома, Соединенные Штаты, естественно (в том числе и исторически) склонны выходить из зарубежных интервенций. С этой целью Вашингтон будет объединять призывы к более активной ответственности со стороны своих союзников со стратегией, ориентированной на предотвращение роста единого регионального гегемона, а не на установлении стабильности.

Интересная позиция

Вашингтон оказывается в интересном положении. Втянутый в нескончаемую войну против терроризма (по своей сути безвыигрышный конфликт, поскольку он подразумевает борьбу с тактикой, а не с врагом), Соединенные Штаты заинтересованы в герметизации любого вакуума, который в ином случае может быть заполнен исламскими боевиками в дестабилизированной Центральной Азии. В то же время, прямое, крупномасштабное вмешательство неосуществимо и в нем, возможно, даже необходимости. Если стратегическая цель Соединенных Штатов заключается в предотвращении роста единого регионального гегемона, то может оказаться полезной вовлеченность в Центральную Азию России и Китая.

Принимая во внимание их близость к региону, у обеих стран есть веские основания для принятия мер в Центральной Азии. Конечно, общая проблема безопасности может обеспечить Москве и Пекину импульс для большего совместного военного сотрудничества, а китайско-российский союз это не самое позитивное развитие событий для международной стратегии США. Тем не менее, это может так же легко подчеркнуть различия между стратегиями и целями этих стран в регионе, одновременно связывая ресурсы и внимание России и Китая. Затянувшаяся операция по умиротворению и стабилизации военно-политической обстановки в стране создаст напряжение для бюджетов стран, военных и внутриполитических ресурсов.

Для Соединенных Штатов это могло бы решить несколько проблем сразу. Принимая активное участие в делах Центральной Азии, Россия может быть более открыта к компромиссам в других областях. Китай, тем временем, может начать выделять ресурсы не на свой морской бюджет и разработки, а на сухопутный военный потенциал, ослабив напряженность в Южном и Восточно-Китайском морях.

Угрозы тяжелого положения Центральной Азии будет недостаточно для преодоления внутренних политических и военных препятствий для прямого, крупномасштабного военного вмешательства США в регионе, независимо от того, какие оправдания - моральные, политические или связанные с безопасностью - может предложить Вашингтон.

Во время холодной войны нестабильность в любой точке мира могла поставить под угрозу баланс между сферами влияния Советского Союза и США. Следовательно, обе державы приняли привычку вмешиваться путем открытых или тайных средств даже в небольших странах. После холодной войны Соединенные Штаты продолжали в том же духе, сначала под видом морального императива укрепления стабильности ради стабильности, а позже ради борьбы с терроризмом.

Теперь, однако, когда глобальный баланс сил смещается, Соединенные Штаты теряют свою способность и желание быть мировыми полицейскими.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?