Чемпионат мира по футболу 2018 года в России стремительно приближается. Соединенным Штатам и их союзникам целесообразно было бы признать стратегические последствия этого события и договориться о совместном подходе - причем до того, как эта возможность не будет потеряна. Но время идет, и у Запада могут возникнуть проблемы, а Владимир Путин может воспользоваться крупным спортивным событием так же, как это когда-то сделал Адольф Гитлер, пишет Лиза Сойер Семп, старший научный сотрудник программы по международной безопасности Центра стратегических и международных исследований США, в статье для The Huffington Post. ONLINE.UA сделал перевод материала.
Миры геополитики и спорта часто сталкиваются, но эти отношения редко выходят за рамки практических вопросов общественной безопасности или глобального здравоохранения, таких, как расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом во время крупных событий или усилия по сдерживанию распространения вируса Зика на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Чаще всего международные спортивные соревнования для политиков – это возможность развития туризма, наглядная демонстрация местной культуры, сплочение на почве национальной гордости и толчок к развитию инфраструктуры.
Однако есть несколько исключений, когда такие события использовались для достижения стратегических и даже вредоносных целей, в том числе, во внешней политике. Ярким примером является прием Гитлером Олимпийских игр 1936 года. В этом случае нацистская партия смогла привлечь мировых лидеров эффективностью, чистотой и современностью, чтобы скрыть за этим фасадом правду – расизм, фанатизм и свои зловещие замыслы. В то время, как попытка Гитлера повлиять на международное сообщество и умиротворить его была замечена некоторыми, – и даже побудила нескольких спортсменов протестовать или бойкотировать игры – большая часть общественности не восприняла Олимпиаду-36 как вводящие в заблуждения действия, пока не стали понятны более обширные амбиции Гитлера.
Читайте также: Константин Боровой: Путину ничего не поможет, всем понятно, что он - обычный бандит
Меньше, чем через два года, у России будет возможность использовать еще одно из самых известных и престижных в мире спортивных событий - Чемпионат мира по футболу - в качестве дымовой завесы, чтобы скрыть ее нечестные геополитические планы. Успешная попытка Путина добиться проведения ЧМ-2018 может стать "жемчужиной" в его пропагандистской кампании по подрыву западного единства. Также чемпионат может помочь Путину укрепить его власть и отвлечь внимание от опасных планов Кремля. В конце концов, это не первый случай, когда президент России использует отвлекающие маневры, которые создают крупные спортивные мероприятия. Стоит вспомнить, к примеру, что российские военные (которые потом аннексировали полуостров, - ред.) были впервые замечены в Крыму 23 февраля, в день церемонии закрытия Олимпийских игр 2014 года в Сочи; и что российские танки вошли в Грузию 8 августа, в день церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине в 2008 году.
На предстоящем Чемпионате мира Путин будет пытаться опять добиться благосклонности мировой общественности. При этом он делает ставку на то, что его жестокие "развлечения" в Украине и Сирии, поддержка сепаратистов, в результате которой был сбит малайзийский самолет на Донбассе, подавление прав человека, вмешательство в выборы за границей, а также агрессивные столкновения в Восточной Европе будут оставлены иностранной аудиторией без внимания или забыты в обмен на хорошее шоу. Это опасное предположение, которое потенциально может повлиять на рычаги давления Соединенных Штатов в борьбе с Россией, в том числе, на их способность сплотить европейскую поддержку с целью поддержания связанных с Украиной санкций.
Посол США в ООН Саманта Пауэр 17 сентября предостерегла насчет возможности применения такой тактики после того, как Россия созвала экстренное заседание по Сирии в Совете Безопасности ООН: "Это отвлекающий маневр от того, что происходит на местах... Когда вам не нравятся факты, вы пытаетесь отвлечь внимание на что-то другое. Это классический трюк фокусника. Заставить мир и СМИ сосредоточиться на одном месте, чтобы они отвлеклись от того, что происходит в другом. То, что там происходит, очень важно".
На фоне коррупционного скандала в ФИФА, хулиганства российских фанатов и спонсируемого государством допинга, из-за которого более ста российских спортсменов были отстранены от участия в Олимпийских играх в Рио, мир спорта сравнительно более активно обсуждает вопрос уместности проведения Россией ЧМ-2018. По последним подсчетам, более 25 тысяч человек подписали онлайн-петицию в пользу переноса мероприятия из-за подстрекаемого россиянами насилия на недавнем Чемпионате Европы по футболу во Франции. Спортивный комментатор BBC Алан Грин даже сказал, что пропустит Чемпионат мира из-за опасений по поводу насилия фанатов. УЕФА отклонил идею бойкота, а политики молчат на данную тему.
Единственный мировой лидер, который высказался (что довольно предсказуемо) - украинский президент Петр Порошенко. В марте 2015 года в интервью в Берлине он призвал друзей Украины рассмотреть вопрос о бойкоте ЧМ-2018, заявив: "Я думаю, что необходимо обсудить бойкот проведения этого чемпионата. Пока российские войска находятся в Украине, я считаю, что Кубок мира в этой стране немыслим". После Порошенко, ни один другой мировой лидер публично не поднимал вопрос. Были слухи о том, что Европейский союз рассматривает внесение бойкота ЧМ-2018 в свой список санкций в 2014 году после сбитого малазийского авиалайнера MH-17, но идея была отклонена как слишком противоречивая.
Российская агрессия в прошлом вдохновила президентов США бойкотировать крупные международные спортивные события. Более того, наиболее известный случай – это бойкот летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. В ответ на вторжение Советского Союза в Афганистан президент Джимми Картер организовал глобальную коалицию из более 60 стран, и они устроили бойкот игр. Бойкот поддержала американская общественность, чем послала сильный сигнал Советскому Союзу, который вложил немало финансового и политического капитала в организацию Игр. В свою очередь, СССР бойкотировал летние Олимпийские игры 1984 в Лос-Анджелесе и провели свои альтернативные игры между дружественными ему 14 странами.
Как и в случае с бойкотом Олимпиады-1980, протест против Чемпионата мира по футболу вряд ли изменит поведение России. Тем не менее, такая же смелая демонстрация праведного негодования сегодня может не дать Путину стратегической возможности, которой он так жаждет, и потенциально даст таковую Соединенным Штатам и их союзникам, если будет хорошо выполнена. Бойкот, возможно, даже будет приветствоваться (или, по крайней мере, не будет отклонен) спортивным сообществом, учитывая его собственные опасения по поводу России и ФИФА. Однако, чтобы бойкот вызвал резонанс, его должны широко поддержать европейцы, в том числе футбольные тяжеловесы – Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Англия и Франция. С момента начала проведения Чемпионата мира в 1930 году, команды этих стран выиграли 11 из 20 турниров, и 15 других европейских команд оказывались в финале, занимая второе место. Их отсутствие было бы смертельным ударом по событию.
Следующей администрации США стоит рассмотреть варианты реакции, как часть более широкой стратегии против России, чтобы продемонстрировать силу и решимость перед лицом агрессии с ее стороны. Возможность организовать альтернативное событие, однако, быстро исчезает, учитывая необходимое для этого время. Необходимо, как минимум, обсуждение совместного подхода к ЧМ-2018 с нашими союзниками. Если будет принято решение ничего не делать, по крайней мере, пусть это будет результатом вдумчивого рассмотрения плюсов и минусов, и сделано с полным признанием потенциальных последствий.