Ученые раскрыли тайну «кровавых водопадов» в Антарктиде

Ученые раскрыли тайну «кровавых водопадов» в Антарктиде

Более ста лет назад ученые впервые увидели своими глазами так называемые "кровавые водопады" Антарктиды. С тех пор прошло немало времени, были проведены десятки различных исследований, однако об истинной причине такого цвета ледяной воды ученые узнали только недавно.

Источник: Facts Insight

История открытия

В далеком 1911 году участники британской экспедиции впервые увидели, как в Сухих долинах Восточной Антарктиды из ледника в ледяное озеро вытекает кроваво-красный поток воды.

Это место назвали ледником Тейлора - в честь открывшего его австралийского геолога Гриффита Тейлора. Сами же потоки окрестили "кровавыми водопадами" (с англ. Blood Falls).

На протяжении десятилетий происхождение этих сюрреалистических потоков связывалось как с естественными процессами, так и с апокалиптическими пророчествами.

Откуда на леднике водопад

Соленая вода красного цвета выходит из небольшой трещины в ледяном водопаде. Источником воды является озеро, покрытое 400 метрами льда, удаленное на несколько километров от водопада.

По мнению ученых, оно сформировалось, когда Сухие долины были затоплены морской водой, а после отступления воды и наступления льда (от 4 до 1,5 млн лет назад) озеро оказалось под толстым слоем льда.

Соленость воды в озере превосходит соленость в океане в четыре раза, потому вода не замерзает даже при минус 10 градусах по Цельсию.

Первые исследования и теории

До сих пор большинство исследований "кровавых водопадов" были связаны с химическим составом воды и обитающими в ней микробами. Однако полный минералогический состав талой воды определен не был.

Первые исследователи Антарктиды объясняли необычный цвет потоков красными водорослями.

В 2006 и 2018 годах команда американских ученых взяла с ледника несколько образцов воды. Исследовав ее состав под микроскопом и проанализировав полученные данные, эксперты обнаружили высокое содержание оксида железа. Это и объяснило цвет воды.

Последние открытия и разгадка тайны

Недавнее исследование материаловеда Кена Ливи из Университета Джона Хопкинса, опубликованное в журнале Astronomy and Space Science, открыло занавес тайны.

Подробное изучение образцов воды с ледника под мощным электронным микроскопом показало присутствие в нем большого количества крошечных наносфер, насыщенных железом.

Ученый объяснил, что эти наносферы происходят от древних микробов и чрезвычайно малы (сотая часть размера эритроцитов человека). В то же время в талых водах ледника Тейлора их очень много.

Кроме железа, наносферы содержат кремний, кальций, алюминий и натрий. Именно этот уникальный состав придает воде кровавую окраску, когда она выходит из ледника и контактирует с кислородом, солнечным светом и теплом.

Ливи уточнил, что раньше никто не смог сделать это открытие, поскольку все искали не то, что нужно. Считалось, что вода становится красной из-за наличия в ней какого-нибудь минерала. Однако наносферы не имеют кристаллической структуры (решетки) - поэтому так и оставались до последнего времени "невидимыми".