Ученый заявил о способности растений терять сознание

Становление нейробиологии растений связано с именем Стефано Манкузо, который внес значительный вклад в изучение того, как растения испытывают и реагируют на окружающую среду. В своих исследованиях ученый обращает внимание на необходимость уважительного отношения к растениям и признание их умственных способностей, что привело к движению за защиту прав растений.

Источник: The Guardian

Ученый заявил о способности растений терять сознание

В интервью Манкузо рассказал, какими сложными путями происходит коммуникация между растениями, разумны ли они на самом деле и что их открытие означают для вегетарианцев.
Ботаник работал над диссертацией, когда на видеозаписи увидел, что растущий корень огибает препятствие в почве задолго до того, как его касается. Это натолкнуло его на мысль, что растения могут быть умными организмами, а все, что нам известно о мозге, касается и растений. Наши нейроны – это обычные клетки, способные производить электрические сигналы. У растений почти каждая клетка способна на такое.
По словам Манкузо, растения способны общаться между собой почти на уровне людей. То есть они могут передавать сообщения, несущие определенное значение, тем, кто в состоянии их принять и понять. Не умея свободно передвигаться, они развили другие системы коммуникации. Важнейшая из них — летучие вещества, переносимые воздухом. Каждая молекула несет информацию, а путем смешивания молекул можно передать относительно сложное сообщение.

Как растения понимают среду

Что касается разумности, то, прежде всего, ученый отмечает, что наука не знает точно, что такое разум и сознание. Один из подходов связывает сознание с четкой биологической функцией: сознание это то, чего нет, когда мы глубоко засыпаем или оказываемся под действием анестезии. Манкузо решил для начала проверить, можно ли усыпить растения. Он обнаружил, что все растения также подвержены анестезии, как и человек.

Мы думали, что сознание – это что-то связанное с мозгом, но я считаю, что и сознание, и разум более телесны, соотносятся со всем телом, – говорит ученый.

Но это не значит, что теперь и растения есть неэтично, считает биолог. Точнее, это не более неэтично, чем есть говядину или кильку. Более того, растения, в отличие от животных, производят плоды специально для того, чтобы их кто-то съел. Правда, после переработки они должны снова попасть на землю и удобрить ее. В противном случае природный цикл будет нарушен.