Угроза войны с Россией: НАТО дали пять важных советов
Категория
Мир
Дата публикации

Угроза войны с Россией: НАТО дали пять важных советов

Угроза войны с Россией: НАТО дали пять важных советов
Источник:  The National Interest

Во время событий в Крыму, Восточной Украине и Сирии у всего мира была возможность увидеть новую стратегию обороны России и ее силы в действии. Президент РФ Владимир Путин успешно обошел несметное количество слабых мест своей страны - экономических, политических, демографических и военных – такими способами, которые позволяют ему использовать принуждение и даже неприкрытую военную силу против своих соседей практически безнаказанно. Агрессивная, но относительно слабая Россия представляет собой совсем иную проблему для Запада, чем усиливающийся Китай.

Вице-президент Института Лексингтона Дан Гур, который участвует в программе национальной безопасности института в своем блоге, для The National Interest, перевод которого сделал ONLINE.UA, рассказал о том, почему Россия представляет угрозу для НАТО, и дал Альянсу пять рекомендаций о том, как изменить эту ситуацию.

Тип военного развития России может оказаться особо подходящим для подрыва существующего международного порядка и признания РФ "великой державой", несущей ограниченные военные риски, чего добивается Кремль. "Новые" российские военные силы продемонстрировали особое сочетание возможностей - быстрые, но географически ограниченные наступательные операции, радиоэлектронные и кибервойны, высокоточные удары дальнего радиуса действия, мощные системы ограничения доступа (A2/AD) и передовое ядерное оружие, которые хорошо служат для поддержания операций в промежуточных зонах и для сдерживания западных традиционных ответов или эскалации.

Обсуждение российской "гибридной" войны, отмечает автор статьи, не должно затмить понимание того, в какой степени Россия модернизировала свои обычные и ядерные силы, и степень, в которой она опирается не на методы связанные с «серыми зонами», а на обычные вооруженные силы в качестве центрального элемента локальной агрессии. Важно также признать факт того, насколько быстро российские авантюры в Восточной Европе быстро превратилась из гибридных операций с использованием нетрадиционных средств и методов в классические военные операции. Недавнее вмешательство в ситуацию в Сирии было моделью демонстрации сил, позволяющей предположить, что российские военные были вполне способны на ограниченные операции высокой интенсивности.

Однако, у российских военных есть лишь ограниченные возможности для наступательных операций. Количество подразделений, способных справиться с локальными конфликтами, насчитывает в общей сложности около 100-150 тысяч военных, которые включают авиацию, морскую пехоту, силы специального назначения, механизированную пехоту и ПВО. Эти силы могут легко использоваться для решения единой региональной задачи. Военные реформы ликвидировали практически все кадрированные части. Это позволило улучшить эффективность и результативность первого эшелона сил, но сделало российских военных недостаточно серьезными. Если их первые атаки не увенчаются успехом, второй попытки у них не будет.

Даже в одной региональной операции российские командиры будут в значительной степени зависеть от комбинации заранее созданных позиций - быстрых и решительных высокоточных ударов дальнего радиуса действия обычного оружия, средств радиоэлектронной борьбы и кибератак и быстрого передвижения танковых соединений, воздушно-десантных бригад и отрядов специального назначения. Цель состоит в том, чтобы устранить развернутые заранее цели, парализуя политические и военные ответы, и быстро создать на земле новую ситуацию. Ядерное оружие служит для обеспечения сдерживания усилий НАТО провести контратаку.

Сегодня НАТО нуждается в наземных силах, особенно в Восточной Европе и странах Балтии, которые могут предотвратить раннюю победу в один выстрел. Россия не может участвовать в крупномасштабном или затяжном обычном конфликте. Она также не выдержит обмена ядерными ударами. Поэтому нужно заставить Москву понять, что у нее не будет легких военных побед. Россию должна всегда тревожить возможность эскалации.

В то время, как многие предложения по военным ответам НАТО на угрозы российской агрессии против Европы сосредоточены на необходимости развертывания сухопутных войск на востоке, есть и другие средства, которые являются более важными и заслуживают приоритета. Вот пять главных, которые должны сформировать ядро усилий США и НАТО по укреплению политики сдерживания и стабильности в Европе:

Во-первых, улучшение усилий по сбору информации, наблюдению и разведке (ISR). В недочетах НАТО в этой области нет ничего нового. Бывший министр обороны США Роберт Гейтс предупредил лидеров НАТО много лет назад о необходимости увеличения инвестиций в ISR. В своем выступлении перед Комитетом Сената по вооруженным силам в апреле 2015 года тогдашний верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, генерал Филип Бридлав утверждал, что российские военные операции в Украине и регионе в более широком плане подчеркнули, что существуют критические пробелы в области сбора и анализа разведывательных данных. Некоторые российские военные учения застали Альянс врасплох, и понимание российского вторжения в Украину было весьма ограниченным.

НАТО не торопится вкладывать деньги в воздушные активы ISR, и ресурсы США были выведены из Европы из-за разворота в сторону Азии и усиливающейся борьбы с ИГИЛ. Кроме того, НАТО необходимо осуществить Манхэттенский проект (программа США по разработке ядерного оружия середины ХХ века, - ред.), чтобы восстановить аналитические возможности по обработке и использованию данные разведки по российским военным силам и операциям, которые когда-то были у Альянса.

Во-вторых, необходимо больше воздушных сил НАТО. Военно-воздушные силы - это наиболее гибкий из доступных Альянсу военных инструментов. Военно-воздушные силы будут иметь решающее значение для разрушения анклавов A2/AD, построенных Россией в Калининграде и других местах. Западные военные лидеры признали необходимость улучшить оборудование, доступное военно-воздушным силам НАТО, а также подготовку пилотов, наземных команд и планировщиков для высоконапряженных миссий, участвующих в воздушных операциях в Центральной и Восточной Европе.

Одной из наиболее важных инвестиций, которые НАТО необходимо сделать для улучшения его воздушной боевой мощи, связаны с областями логистики и инфраструктуры. НАТО необходима надежная, закаленная, рассредоточенная и защищенная инфраструктура военной авиации в Восточной Европе. Это особенно важная цель в свете инвестиций, которые Россия сделала в возможности наносить удары дальнего действия, предназначенные для подавления инфраструктуры НАТО.

Жизненно важно, чтобы Альянс сделал шаг к авиации пятого поколения. Обязательства Великобритании, Канады, Италии, Турции, Нидерландов и Норвегии в международной программе для F-35 Joint Strike Fighter дают перспективу для улучшения в области противовоздушной обороны и ударных возможностей НАТО. Введение F-35 станет сменой в балансе военно-воздушных сил Европы.

В-третьих, НАТО должно серьезно отнестись к созданию интегрированных систем ПВО и ПРО. Одна из самых опасных возможностей в российском арсенале - это интегрированная система ПВО. НАТО необходимо развивать и внедрять подобные возможности, которые будут защищать критически важные инфраструктурные объекты и не дадут России возможность нанести упреждающий и обезоруживающий первый удар.

Первый шаг к достижению этой возможности был сделан с запуском первой системы противоракетной обороны «Иджис» в мае 2016 года в Румынии. НАТО как раз начинает свои развертывания европейской архитектуры ПРО. Но планируется только два участка. На самом деле, НАТО нуждается в десятке или даже более подобных участков, сочетания системы «Иджис»/ Standard Missile 3 и противоракетного комплекса THAAD. Кроме того, НАТО следует вкладывать средства в общеконтинентальную защиту от передовых угроз авиационных средств воздушного нападения.

В-четвертых, нужно вновь открыть для себя радиоэлектронную борьбу. Возможно (перефразируя бывшего госсекретаря США), это и правда, что джентльмены не глушат коммуникации друг друга. Но россияне это делают. Российские операции против Грузии, в Крыму и на востоке Украины показали очень сложную способность манипулировать и глушить частные, правительственные и военные системы связи и системы вооружения, которые зависят от навигационных сигналов, чтобы достичь своей цели. Командующий Вооруженными силами США в Европе, генерал-лейтенант Бен Ходжес описал российские возможности РЭБ (радиоэлектронной борьбы) как "заоблачные".

Проблемы НАТО с РЭБ - не просто технологические. Западные войска прекратили РЭБ по окончанию холодной войны. Они вернулись к этому вопросу, если это можно так назвать, лишь поскольку это было частью усилий по противодействию террористическим радио, которыми запускаются самодельные взрывные устройства. Существует недостаток систем, персонала и концепции, чтобы адекватно вести операции современной РЭБ. Эта ситуация должна быть исправлена.

В-пятых, модернизировать ядерные силы и доктрины США и НАТО. НАТО и Соединенные Штаты должны принять в качестве абсолютного приоритета необходимость повторного создания прочной и надежной системы, которая должна быть четкой и функциональной на каждой ступени. США объявили о планах модернизировать все три аспекта своей ядерной триады. Великобритания недавно приняла решение возобновить стратегические силы сдерживания.

Учитывая роль ядерного оружия в кремлевской стратегии разрушения НАТО и дестабилизации Европы, жизненно важно, чтобы США устранили свои технические, оперативные и стратегические недостатки в тактических и ядерных силах театра военных действий. Во-первых, необходимо ускорить модернизацию гравитационных бомб B61. Во-вторых, США необходимо рассмотреть вопрос о размещении ядерных крылатых ракет морского базирования. В-третьих, учитывая российские нарушения Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности и вероятность того, что Москва может выйти из этого соглашения, на случай непредвиденных обстоятельств, США необходимо разработать планы по созданию и разворачиванию нового набора баллистических ракет/крылатых ракет средней дальности и соответствующих боеголовок. Кремль должен убедиться в том, что попытка деэскалации обычного конфликта путем ограниченного применения высокоточного ядерного оружия будет встречена ответными силами.

В конечном счете, поставленная Кремлем задача меньше относится к функциям российских военных сил и средств, и больше касается кажущегося отсутствия политической воли к собственной защите на Западе. Повышение уровня расходов на оборону со стороны крупных стран НАТО на половину или даже четверть процента ВВП объединило бы Альянс и дало России понять, что Запад будет защищать себя. Угроза, которую Россия представляет для НАТО, в значительной степени является результатом слабости последнего, чем связана с силой и решимостью Москвы.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?